Архив mp3
Архив mp3

меню

Житие Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтынского

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Ива­нович Леонтович), родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Пол­тавской губернии.

В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духов­ную семинарию. Как лучший ученик, он был направлен архиепископом Екатери­нославским Платоном в Петербург в Александро-Невскую академию. Окончив духов­ную академию в 1814 году со степенью магистра богословия, он был опре­делен адъюнкт-профессором греческого языка.

С 11 марта 1817 года Михаила Леонтовича назначили секретарем учреж­денного при академии Строительного комитета.

30 июля 1817 года его перевели в Киевскую духовную семинарию на долж­ность инспектора, где он был профессором церковной истории и греческого языка. Когда 28 сентября 1819 года была открыта Киевская духовная академия, Михаил Леонтович стал ее первым инспектором.

11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антио­хийского, в соборном храме Киево-Братского монастыря он был пострижен
в мо­на­шество с именем Мелетий. Постриг совершил Киевский митрополит Ев­гений (Болховитинов). 22 февраля 1820 г. инок Мелетий был посвящен митрополитом Евгением в сан иеродиакона, 25 февраля — во иеромонаха.

9 августа 1821 года иеромонах Мелетий был назначен ректором Могилевской духовной семинарии и настоятелем Кутеинского Оршанского монастыря с воз­ведением в сан архимандрита. В августе 1823 года его перевели на должность ректора Псковской духовной семинарии, а 24 января 1824 года архимандрит Ме­летий был назначен ректором Киевской духовной академии.

В октябре 1826 года последовало определение Святейшего Синода о назна­чении архимандрита Мелетия епископом Чигиринском, викарием Киевской епархии, и настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. 19 октября 1826 года состоялось его наречение во епископа, а 21 октября в Кие­во-Софийском соборе была совершена архиерейская хиротония.

С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах Киевской академии, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. Особой заботой святителя было попечение о бедных, вдовах и сиротах. Часто посещал он за­клю­ченных и для утешения совершал богослужения в тюремных церквах. Не меньше заботился святитель и о духовном окормлении братии Михайлов­ского монастыря. Устными назиданиями и личным примером он воспитывал в иноках обители дух истинного подвижничества. Святитель Мелетий гово­рил: «Смирение — охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и дос­тиг­нешь неба».

В апреле 1828 года святитель Мелетий получил назначение на Перм­скую кафедру.

Строгий к самому себе, святитель был строг и к другим. Для подготовки избранных кандидатов к принятию сана святитель Мелетий написал для них так называемый «Ставленнический катихизис». В августе 1831 святитель Мелетий был переведен на Иркутскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов России светом евангельского учения. Святитель основал церкви на севере Камчатки, в северо-восточной части Иркутской епархии и вдоль реки Алдан, на тракте от Якутска до Охотска. Он часто объезжал свою обширную епархию, посетил побережье Охот­ского моря и Ледовитого океана, в пределах Северной Америки, где тогда трудился знаменитый апостол Сибири — священник Иоанн Вениаминов, впоследствии святитель Иннокентий (+ 1879; память 23 сентября/6 октября и 31 марта/13 апреля). Путешествуя по Сибири и берегам Тихого океана, святитель Мелетий нередко общался с населением, исповедовавшим ламаизм. Святитель с кротостью убеждал оставить заблуждение и объяснял еван­гельские истины язычникам: тунгусам, бурятам, камчадалам, а также жи­телям Курильских и Алеутских островов.

После неутомимых трудов здоровье святителя ухудшилось и в 1835 году его пе­ре­вели на Слободско-Украинскую кафедру (впоследствии Харьковская и Ах­тыр­ская).

И здесь святитель Мелетий уделял большое внимание духовным учебным заведениям, много заботился о быте и образовании духовенства.

Он содействовал восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. Большое внимание святитель уделял борь­бе с расколом.

2 июля 1839 года святитель Мелетий возглавил торжество в г. Ахтырске по случаю столетия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырской (празднование 2/15 июля).

Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 г. После причащения Святых Таин, со словами «Ныне отпущаеши...» святитель осенил себя крестным знамением и, обращаясь ко всем со словами: «Простите меня», отошел ко Господу.

4 марта 1840 года святитель Мелетий был предан земле епископом Курским Илиодором в усыпальнице под Крестовой церковью Покровского монастыря.

С первых дней кончины святителя верующие люди твердо уповали на пред­стательство святого Мелетия пред Богом и получали благодатную помощь: ис­це­ление в болезнях, утешение в скорбях и избавление от злых обстояний. Особую надежду возлагали верующие жители г. Харькова на святого Мелетия в бедственные дни Великой Отечественной войны. Чудесным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов.

В 1948 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Благовещенский кафедраль­ный собор, где находится и в настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих людей.

Со времени утверждения в 1977 году Святейшим Патриархом Пименом и Свя­тейшим Синодом службы и акафиста святителю Мелетию православные христиане обращаются к молитвенному ходатайству святителя о благостоянии Святой Церк­ви, о мире и благоденствии отечества.

Память святителя Мелетия отмечается дважды: 12/25 февраля (тезо­именитство) и 29 февраля/13 марта (28 марта в невисокосный год) — день преставле­ния.



Тропарь, глас 4

Мира сего временная, яко преходящая, уразумел еси, от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне, иерархов славо и преподобных похвало. Предвечнаго Слова усерд­ный благовестниче, сирых и неимущих крове и прибежище. Тем же в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси и, Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси, отче наш святителю Мелетие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Ревнуя, поревновал еси к Богу, Егоже возлюбил еси и Егоже всем сердцем возжелал еси, отче наш Мелетие, и Егоже ради к иноче­скому подвигу потекл еси и заклатися Христу Богу самаго себе привел еси, яко пастырь добрый врученное тебе стадо овец Хрис­товых мудре упасл еси. Моли о нас Христа Бога, святителю дос­тохвальне.