Сегодня мы расскажем вам о том, на кого из молодых российских современных художников возлагают Большие надежды.
Выставка московского художника Веры Коняшовой «Акт конструкции» открылась на днях в столице. Представить свое творчество широкой аудитории начинающему автору предложили в рамках цикла «Большие надежды», который проводит Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» при поддержке галереи «Триумф». В течение года примерно каждый месяц выбранные организаторами юные дарования демонстрируют собственные творческие поиски в новом пространстве, облекая все это в персональную выставку. Подробнее о проекте нам рассказала руководитель Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб» Ольга Шишко.
Ольга Шишко : У нас много направлений, которые касаются 20-21 века, соединение лучших направлений, течений начала 20-го века с сегодняшним днем. И конечно, все альтернативные, инновационные изменения в современной культуре , которые создают молодые художники для нас очень важны. Открытая школа Манеж МедаАртЛаб, сотрудничество с галерей Триумф дают нам возможность создавать каждый месяц персональные выставки, показывающиеся каких-то новых художников. Мы не ограничиваемся только студентами Открытой школой Манеж МадиаАртЛаб, это студенты Иосифа Бакштейна института проблем современного искусства, это студенты Школы Родченко, это студенты других институций. Но нам важно показать, как они работают на сегодняшний день с медиа. Как междисциплинарность реализуется в проектах молодежных. И если в прошлом году, этот год – это проекты в области видео-искусства, то следующий год – это будет соединение медийного искусства и видео искусства, и медиа-перфоманса. Каждый год показ вот этих ежемесячных выставок – как результат будет большой проект «Большие надежды» на цоколе – когда 12 проектов молодых художников, показанных в течение года, будут соединяться. И это будет по одному нового проекту от каждого художника. ТО есть все художники, которые были: Гранильщиков, Мокров, Венков, Таруц, Дина Караман, Вера Коняшова будут презентировать по своему одному новому проекту. И это будет таких образом, как экзамен. Как каталог инноваций в области видео и медиаискусства в России, который поможет нашим художникам реализовывать свои проекты на Западе и каким-то образом пиариться внутри западных институций и кураторских историй. - Но я еще раз говорю, что мы пытаемся сделать такой баланс гармонии между студентами разных институций, это не пиаровский проект Открытой школы, ни в коем случае. Мы понимаем, что очень многие студенты часто отучившись в одной школе, переходят в другую школу и для нас очень важно, что это такой кросс-дисциплинарный проект, когда художники дружат друг с другом. Это площадка для общения между художниками разных институций, а их не так много, кто учит современное искусство, кто работает с такими вот методами рефлексивными в области современного искусства и современной культуры.
RadioBlago: Вера Коняшова родилась в 91-м году, окончила Высшую школу графического дизайна и Открытую школу «Манеж/МедиаАртЛаб». Училась в бизнес-школе на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Выставка «Акт конструкции» - первая персональная в списке молодого автора. В течение трех недель на втором этаже Манежа в отдельных боксах будут представлены четыре медиа-инсталляции Веры Коняшовой. Ключ к пониманию ее творчества помогла найти куратор выставки Ольга Лукьянова.
Ольга Лукьянова : Вера очень любопытный художник, потому что она очень хорошо работает с какими-то абстрактными вещами. В том смысле, когда я с ней познакомилась, она занималась в большей степени графикой. И собственно, она продолжает заниматься этой графикой, но выносит ее в пространство. Делает ее реальной ощутимой, осязаемой в некотором смысле. И то, с чем она работает в этой выставке – я называю это тэгами. Всю выставку можно описать несколькими тэгами. Это Пространство. Работа с пространством, она его каким-то образом деформирует, соединяет виртуальное и реальное или какие-то несколько пространств на экране соединяет в одно. А второе – это слои, все работы отличаются многослойностью, каждую из них можно охарактеризовать в том или ином смысле. Тут нужно про каждую конкретно говорить, но про каждую из них подходит слово Слои. Третье слово это – Циркуляция. Везде есть своеобразный круг, это перетекание образов и смыслов. То есть, это либо два пространства, которые соединены одно с другим, в одном передается видео, в другом звук. Или это два видео, которые соединены за счет того, что художник в записи смотрит на видео и оно отражается в его очках и это все друг напротив друга установлено. То есть возникает некий диалог. И третье (пятое) – это Вспышки. Это просто такая изюминка того, с чем работает Коняшова. Это просто вспышка, которая немножечко выбивает тебя из какого-то спокойного состояния. И выводит... это может быть как переход, это может быть вход в работу... и что-то такое, что немножечко представление об окружающей среде деформирует.
RadioBlago: В аннотации к экспозиции куратор расшифровывает смысл, заложенный организаторами в названии. «Художник принципиально отказывается от деконструкции и совершает противоположное – акт конструкции. Она не стремится разложить на составляющие то, что уже существует. Скорее наоборот, через дополнение реальных пространств, объектов и отношений происходит почти тактильное, овеществлённое исследование их внутренних связей и взаимоотношений». Подробнее о каждом творческом акте Веры Коняшовой мы попросили рассказать куратора выставки Ольгу Лукьянову.
Ольга Лукьянова : Четыре работы, я уже сказала про эти теги, которыми я их характеризую. Первая работа про выход виртуального в реальное. И она при чем такая нарочито наивная и это была прям цель художника так сделать. Она представляет собой белый экран, несколько листов бумаги, черный и прозрачный и пиджак, как фигуру какую-то реальную. И ее суть в том, что это как будто бы 3D-смоделированный какой-то объект, он вышел в реальность. И мы знаем, что 3D-моделирование послойно делается, и вот эти слои как бы отображены. И это представление наше буквально. То, как обычный человек может буквально представить себе такой выход в реальность 3D. Он такой немножечко странный, но оно образует вот этот зазор между чем-то невозможным, нереальным, либо возможным, но не существующим. И тем, что какая-то реальная вещь гардероба висит просто на гвоздике. Вторая работа моя любимая, если честно, работа, которая в зале на двух экранах представлены два видео, причем эти два видео снимаются онлайн на камеры. Одна из камер висит в этом же самом зале, когда зритель заходит в пространство, он попадает в кадр. А на втором экране представлено другое пространство, пустое чаще всего. Они немножечко наслаиваются друг на друга, просто за счет того, что экраны поставлены так, что один немножечко наезжает на другой. И в зале играет довольно-таки веселенькая музыка откуда-то из 70-х и она в общем-то разбавляет это все. Просто заставляет людей веселиться, танцевать перед своим отражением, немножечко есть в этом нарциссизм в этом чуть-чуть, поиграться. Но в то же время, зритель понимает в тот момент, что есть какое-то другое пространство, которое снимается. И когда он выходит в зал, он может также услышать музыку из другого места. И если он туда дойдет. Это такой непроходное обычно, темный угол, как мы это называем, нелюдимый, где обычно люди не ходят. Но туда транслируется звук из бокса, в котором представлены экраны. То есть, если там внутри кто-то есть и они там разговаривают или что-то происходит. То это все в зале тоже… их можно подслушивать, это такая небольшая подстава. Но в то же время, пока ты подслушиваешь то, что происходит в зале, тебя видят люди, и ты тоже осознаешь, что тебя видят. Но увидеть себя ты никогда не можешь. И тут вот такой разрыв возникает, когда ты знаешь, что тебя записывают, за тобой смотрят, ты знаешь, что прямо сейчас тебя кто-то видит, но сам ты при этом не присутствуешь.
- Третья работа – это такой перекресток. Она называется 3D. Там смоделирован 3D-перекресток. И зал выстроен таким образом, что формально это такой узкий черный коридор, в котором с одной стороны экран, шириной наверное, метра два и высотой от пола и до потолка. И напротив него точно таких же габаритов зеркало. И зритель когда оказывается на этом перекрестке, на этом пересечении, оказывается собственно на пересечении реального и виртуального, при чем с одной стороны он просто видит видео этого коридора, 3D абсолютно читаемое. С другой стороны, он видит это же видео, но себя включенного в него, потому что он отражается в зеркале вместе с видео. И вот так вот вписывается в это пространство. Но только он вот это все ощущает. В зале также вспышка есть, которая просто выбивает тебя из твоей зоны комфорта. Как только ты попадаешь на это пересечение, тебя постоянно держат в тонусе, постоянно эти вспышки, свет. При чем еще интересный момент – во-первых, это завораживает, как стробоскоп иногда вводит в состояние транса, а еще вот этот уходящий коридор, это такой квантовый скачок, который погружает тебя не знай куда.
- И четвертая работа соединяет в себе все темы: и вспышки, и тэги и все.. Вера снимала на камеру видеорегистратора пустую ночную дорогу. И первый момент – это то, что пространство, которое возникает на видео – это пространство, которое возникает от света фар. То есть, мы понимаем, что его там гораздо больше, но все, что мы видим, и все, что поддается нашему какому-то осмыслению, это только то, что высвечивают фары. Как устроена работа? Это опять же два экрана, две большие плазменные панели, которые стоят напротив друг друга, и мы видим как бы наперекрест два видео этой дороги и напротив каждого из них лицо художницы в темных очках, которая смотрит соответственно находящееся напротив нее видео. Интересный момент, что одно из этих виде - это такое видео с видео. Это видео, снятое с экрана компьютера того видео, которое было с регистратора. Вот такое наслоение. Казалось бы безумное... но оно тут вскрывает такой след медиа. То есть, видео сразу же теряет в качестве. Оно сразу становится какими-то пикселями. И оно как будто бы не меняется, но оно уже другое. И такое маленькое, крошечное изменение происходит, что вносит что-то очень важное. И тут возникает вот эта циркуляция, потому что одно напротив другого в очках отражается, тоже есть вспышки и вспышки синхронны на отражении и на видео. И больше того, сама художница в этих плазменных экранах отражается на соседних видео и зритель тоже отражается. В общем, там такая смесь происходит какая-то довольно странная, но которая переносит тоже в какое-то параллельное пространство.
RadioBlago: Как было сказано ранее, в одной из инсталляций под названием 3D Коняшова расширяет заданное пространство при помощи довольного банального инструмента — зеркала. Как ей удается находить эти и другие приемы для реализации творческого замысла нам рассказала сама автор.
Вера Коняшова : Вы имеете ввиду инсталляцию 3D? Там такое дело: вы находитесь в коридоре, у вас с одной стороны экран, с другой – зеркало. Итак, получается, что вы отражаетесь в зеркале, видео отражается в зеркале, но при этом как бы зеркало не отражается в зеркале. Зеркало становится еще одним экраном, как бы отображением реальности и так получается, что зеркала не существует. Это наверное очень сложно?
- Зеркало как инструмент. Зеркало как способ войти и выйти.
- В той инсталляции там где зеркало, я использую еще вспышку, которая должна вывести из полного непонимания, где ты находишься. Но по сути она еще больше тебя запутывает, ослепляет и ты вообще запутываешься и не понимаешь, где у тебя зеркало, где у тебя видео и не понимаешь, где ты находишься. У меня был сейчас такой очень тяжелый момент, когда пожилая женщина не могла понять, где ей выходить, куда ей идти. То есть она запуталась , вообще стояла и не понимала, что происходит. Но я думаю, что это может быть случайность или она притворилась.
RadioBlago: В другой работе под названием «Вспышка» на экране мы видим лицо самой художницы, она лично участвует в своем творческом эксперименте, чтобы после представить его результаты зрителям. Насколько важно для автора оставаться не только режиссером, но и действующим лицом в кадре рассказала нашей программе Вера Коняшова.
Вера Коняшова : Наверное, потому что я не очень люблю объяснять кому-то, что делать. Я лучше по-быстрому все сделаю сама и сама же и сниму и так будет намного быстрее и проще. У меня вообще все достаточно прозаично…
- Я тоже отношусь к себе точно также как к другому инструменту, камере, вспышке, как к объекту, я абсолютно не отождествляю себя с собой. Я стараюсь как можно сильнее абстрагироваться, потому что если я бы видела себя и понимала, что это я, я бы наверное отдала свое лицо на какую-нибудь ретушь, потому что мне очень не нравится, как я там выгляжу. Пришлось абстрагироваться, чтобы не тратить зря время на всякую ерунду…
- А что тогда не ерунда?
- Не ерунда – воплощение.
- Идей?
- Да. Без заморочек.
- А откуда вы их черпаете, если не секрет?
- Если честно, я тоже думаю, откуда же я беру все эти идеи, а на самом деле, они просто приходят ко мне в голову и все. То есть, у меня мало что так действительно… то есть меня вдохновляет практически все и из всего, из кино там, из музыки, из зданий. Я например, очень люблю архитектуру. Из всего этого я беру какие-то куски и просто из этого составляю образы, которые вы видите сейчас.
RadioBlago: Впервые столкнувшись с подготовкой персональной экспозиции, художник призналась, что было тяжело, но зато «получилось красиво». И уже распробовав выставочную деятельность, Вера планирует новые инсталляции и объекты для заключительного этапа проекта, который состоится в декабре.
Вера Коняшова : На самом деле, мое творчество меня расстраивает.
- Почему?
- Не знаю, я такой художник, который… которому тяжело быть очень художником. Не знаю, я бы лучше что-нибудь организовывала бы и звала бы других художников на другие проекты. Но на самом деле, так получилось, что мне очень повезло и галерея Триумф, Манеж, МедиаАртЛаб и все, кто здесь работает и делает выставки, они в меня поверили, предложили делать выставку. Это было достаточно тяжело, потому что это моя первая выставка. Но тем не менее, мне кажется, что все получилось. По крайней мере, красиво. Мне очень понравилось делать выставку, я бы хотела и дальше делать свои инсталляции. У меня даже есть уже несколько новых идей. Я думаю, что их можно будет увидеть на выставке в декабре, которая соберет всех художников, которые участвовали в этом цикле «Большие надежды» и сделают что-то новое.
RadioBlago: Вся история искусства — это цикличный процесс, считает Ольга Шишко. По мнению руководителя Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», то, что сегодня создают современные молодые российские художники — это принципиально новое и одновременно имеющее свои истоки в начале 20-го века.
Ольга Шишко : Это совершенно принципиально новое и мне кажется, что просто все их мысли, все их проектные основы мы пытаемся помочь им реализовывать в медийной среде. То есть, понять, что на сегодняшний момент такое «новая визуальность». Эти проекты очень понимаются молодежной средой, понимаются детьми. Потому что на самом деле, реализованные в других медийных технологиях, они показывают создание и развитие сегодняшнего мира визуальности. Поэтому в любом случае, это язык и это голос сегодняшнего дня. Но как и вся история искусства мы говорим о том, что нет (ну я говорю о том, что нет) прогрессии, есть цикличный процесс. И конечно вот эта идея расширенного пространства, расширенного времени, она благодаря новым технологиям воссоздается в сегодняшнем дне. Мы по-другому начинаем воспринимать мир, но все это было заложено в начале 20го века, благодаря экспериментам, и Малевича, и Матюшина, и Эйзенштейна. И сегодня те же идеи, просто растут на новом уровне и как бы приобретают новый какой-то ореол и новое понимание, новое знание, новую визуальность. Вот. Но и то, что было рождено в начале 20го века, тоже имело какие-то истоки в прошлой культуре. Потому что я еще раз говорю, что вот этой машины мечты и машины того, куда движется культура и как медиатехнология может трансформировать нашу образность, трансформировать нашу жизнь, это закладывалось и в другие эпохи.
RadioBlago: Выставка Веры Коняшовой «Акт конструкции» проходит до 14 сентября 2014 года по адресу Манежная площадь, дом 1 в Центральном выставочном зале «Манеж».