Время культуры
Время культуры

меню

П.И.Чайковский. Опера «Опричник»

5700

Сегодня наша программа будет посвящена опере Петра Ильича Чайковского «Опричник». Сюжетом к музыкальному произведению послужила одноименная трагедия выдающегося коломенского писателя Ивана Ивановича Лажечникова. Историю о том, как рождалась опера «Опричник», расскажет заслуженный работник культуры, #музыковед Наталья Кочеткова.


Наталья Кочеткова: «Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере. Это то, что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики», - Петр Ильич Чайковский. На коломенской земле в Заозерье родился Иван Иванович Лажечников. «Один из лучших романистов пушкинской поры», - так оценил Белинский автора знаменитых творений «Ледяной дом», «Новик», «Басурмане», «Новобранец 1812 года». Коломна чтит талантливого сына земляка. В городе реставрируется дом Лажечникова, есть улица Лажечникова, Библиотека имени Лажечникова. Что замечательно, Лажечников и Чайковский можно сказать «обручены». Их имена соединила опера «Опричник». Она не встала в ряд наиболее известных и репертуарных, но, тем не менее, периодически воскрешает интерес к себе. Большой театр ставил «Опричника» в 1999 году. Фрагменты оперы совсем недавно исполнялись на сцене Государственного музыкального театра в Ростове-на-Дону. Какие же события, времена и личности причастны были к появлению на свет одной из самых русских опер, сопровождали ее на сценическом пути, старательно способствуя успеху оперы, и сохранили творение для потомков, умеющих ценить отечественное достояние.


Окончив Петербургскую консерваторию с серебряною медалью, с правом на звание свободного художника, Чайковский принял приглашение Николая Григорьевича Рубинштейна приехать в Москву, где под его руководством открывалась вторая в России консерватория. Молодому музыканту предлагалась в ней место профессора. Произошло это зимой, в январе 1866 года. Русская столица встретила Чайковского радушно и тепло, с любовью. В кругах литературных, театральных, музыкальных, в артистическом кружке он стал желанным гостем, располагающим к себе самим уж внешним обликом — молодой, с миловидными, почти красивыми чертами лица, с глубоким выразительным взглядом темных глаз, с пышными, небрежно зачесанными волосами, с чудной русской бородкой, с изящной простотой манер и гордым достоинством человека, осознающего, где-то в глубине души значительность своего предназначения. «Любовью на любовь», - ответил Петр Ильич, ни сколько не кривя душою, признаваясь. - «Я уж теперь-то до конца жизни останусь закоренелым москвичом».


Самым сильным источником впечатления в Москве стал для него Малый театр. «Таких театров, я думаю, нет во всем мире! И тот, кто не видел здешнюю трупу, не имеет понятия о том, что значит «хорошо сыгранная пьеса». Александр Николаевич Островский определил и лик, и душу Малого театра. Чайковский восторгался произведениями талантливого русского драматурга, у него возникает мечта воссоздать в музыке сюжеты и образы пьес Островского. И они появляются. В симфонической увертюре «Гроза», в музыке к весенней сказке «Снегурочка», в опере «Воевода» по мотивам пьесы «Воевода или сон на Волге». Возможно, сам того не замечая, Чайковский сделался духовным пленником театра.


Большую долю своего таланта он принесет на алтарь сценических жанров — балета, оперы. Она-то именно и станет властительницей дум его и вдохновения. Не будет года в его жизни, когда Чайковский не был бы занят сочинением или постановкой оперы, не был захвачен мыслями о новой опере. Более 30 сюжетов в той или иной степени будут волновать его воображение. В ряду будущих прославленных шедевров «Евгений Онегин», «Чародейка», «Орлеанская дева», «Пиковая дама». «Опричник» занял место первого в этом жанре профессионального, зрелого сочинения, своеобразно оцененного автором как «урок оперного композиторства».


Первые нотные строчки «Опричника» легли на партитурный лист в феврале 1879 года. Предварительный трехлетний период заполнен в творческой биографии Петра Ильича поиском сюжета. Он признается, что начинает сильно подумывать о новой опере, дает себя увлечь поочередно, то романтическим сюжетом, то сказочно-волшебным, а то средневековым. В той же очередности отказывается от каждого из них. В сюжете он желает видеть мир лирических чувств, а главное — героев в противоречивости их переживаний. Все это он находит в трагедии Ивана Ивановича Лажечникова.


Заложник времени, как всякая талантливая личность, он слышал пульс эпохи и был захвачен общим увлечением деятелей искусства 70-х годов - интересом к русской истории, в особенности ее драматичным страницам. В музыке могучее звучание историческая тема обрела и в опере «Московитянка» Римского-Корсакова, и в народной драме «Борис Годунов» Мусоргского, и в оркестровой музыкальной картине «Иван Грозный» Рубинштейна, и в опере «Князь Игорь», которой Бородин посвятил свой многолетний труд. Об исторической драме Лажечникова из времен Ивана Грозного Чайковский хранил в памяти живое сценическое впечатление. Он видел ее в московской постановке Малого театра в октябре 1867 года, о чем поэт Плещеев написал: «На днях шел «Опричник», с успехом! На третье повторение уж мест нет. Вызовов было много!». Тогда же пьеса получила одобрение авторитетного критика Белинского, назвавшим его «лучшим романистом пушкинского периода литературы нашей». Именно на ней становил теперь свой выбор Петр Ильич Чайковский, взяв на себя еще и труд написания либретто. Драматургия его оперы, как и трагедия Лажечникова, строится на столкновении нескольких линий — Морозовы враждуют с Жемчужным, или с Минским. Андрей Морозов борется за право жениться на Наталье, дочери князя Жемчужного, который не соглашается на этот брак. В центре драмы — судьба Андрея. Против воли матери и собственных убеждений он вступает в опричнину.


К соединению с Андреем все устремления, поступки, действия Натальи. Народ участвует в происходящих событиях, выражая свое отношение к ним. Итак: сюжет, либретто, мастерство — все предпосылки к творчеству сопряжены! Однако же процесс создания оперы легким дыханием не отличался. Дело продвигалось медленно. К тому же Чайковского не редко посещали минуты слабости. То возникали сомнения в собственных силах, то начинало казаться, что сюжет хотя и очень хорош, но как-то не по душе. Муки творчества воплотились в законченную оперную композицию к 20 марта 1872 года. В такой момент художник вытирает кисть. Скульптор откладывает в сторону резец. С чувством удовлетворения оглядывает завершенное свое творение и ставит мысленно значительную точку. Рождение состоялось. Совсем иначе обстоит все в музыке. Записанная значками, многим непонятными, она еще не ожила. Ее судьба теперь — сценическая жизнь. И все будет зависеть от театра, исполнителей, фортуны, наконец! Словом, для оперы все только начинается! Их было три, самых значительных театральных постановки. «Во всяком случае, я был рад, что «Опричник» был дан, я не потерпел фиаско», — Петр Ильич Чайковский.


12 апреля 1874 года вся театральная общественность Петербурга, следуя традиции непременно быть на премьере, заполнила партер и ложи Мариинской оперы. Поднялся занавес и взору зрителей предстал уютный уголок Москвы XIV века. Резное крыльцо княжеского терема. Сад и Кремль вдали, за кущами дерев в покое опустившихся на землю сумерек.


Драматургические нити действия определились четко уже в первом акте. В начальной сцене князь Жемчужный за чарою вина рассватал дочь свою, красавицу Наталью богатому и знатному боярину Митькову, нимало не смущаясь преклонными годами жениха. В последней сцене молодой Андрей Морозов, Жемчужным разоренный и изгнанный из собственного дома, не видя средства защитить невесту (С Натальей он помолвлен с юных лет), решается пойти в опричники, которым, знают все, препоны нет, да и запрету. Лирической же доминантой явилась средняя часть акта, сосредоточенная на судьбе и на переживаниях Натальи. Свою печальную девичью долю она оплакивает в песне, известной под названием «Соловушка», которая станет одним из знаменитых номеров оперы.


«Соловушко в дубровушке громко свищет,

А девица в теремочке слезно плачет.

Скучно, скучно мне, девице, в теремочке.

Утешай меня, соловушко, в кручине,

Прилетай ко мне, соловушко, в светлицу.

Я поставлю тебе клетку золотую...

… Не мила твоя мне клетка золотая.

А мила мне моя воля дорогая!»


Этот замечательный текст был написан Островским еще для пьесы «Сон на Волге». Мелодия к нему нашлась случайно во время прогулки Петра Ильича с Ларошем в Кунцеве под Москвой. 14-летняя девочка, дочь крестьянки, напоившая их чаем, спела песню «Коса ль моя, касынька», поразившую их необычайной интонацией начала, порывистым, двойным взлетом мотива. Ах, как украсила Наталью эта песня в опере русским убором! Наталья в опере совсем не та, что у Лажечникова. Она отнюдь не робкая, покорная отцовской воле. Наталья в опере и по либретто, напомним, составленном Петром Ильичем, и в музыке, натура сильная, с бесстрашною решимостью вступающая в борьбу за счастье за свою любовь. Такими будут героини последующих опер-драм Чайковского. И открывает этот ряд Наталья Жемчужная.


Понятно, почему столь озабочен был Чайковский тем, кто будет петь Наталью в день премьеры. «Мне очень бы хотелось передать роль Наташи госпоже Рааб. Мне очень нравится Рааб, и как певица, и как особа приятной наружности». На убедительную просьбу композитора солистка Маринского театра Вильгельмина Ивановна Рааб ответила согласием. И стала первой исполнительницей партии Натальи не только на премьере в Петербурге. В знак признательности Чайковский позже посвятит ей романс. Изыскана и прелестна «Канарейка»! Другие исполнители были достойными партнерами примы. Андрея Морозова хорошо пел Орлов, придав герою своему преимущественно лирическую трактовку. Прекрасное впечатление произвела госпожа Крутикова. Очаровательной, по признанию самого Чайковского, Крутиковой композитор сочинит в дар один из шедевров своей вокальной лирики романс «Примирение» («О, засни, мое сердце, глубоко»). Партию Вязьминского пел Мельников, принадлежащий к плеяде замечательных русских оперных артистов. Хор и оркестр, по мнению рецензентов, отличались превосходной звучностью. Сам композитор бесконечно благодарен был дирижеру Мариинского театра Направнику, который все два года подготовки и оперных репетиций «буквально лез из кожи», по выражению Чайковского.


Всем, что зависело от исполнителей автор «Опричника» остался вполне доволен. Это они решили успех театрального рождения оперы. Осадным же моментом оказалось отношение официальных лиц — дирекции Императорских театров. Как всегда, небрежное к сочинениям отечественных композиторов. Как всегда, скупое на средства для декоративного оформления. Постановка была скудная. Декорации набирались из других спектаклей. Впрочем, Чайковский хвалил декорации. В день премьеры «Опричник» был тепло принят петербургской публикой. При том сразу, как только упал занавес по завершении первого действия. Брат композитора Модест Ильич писал родным о том, что в Мариинском опера имела большой успех. После первого акта начались «вызовы» автора. «Опричник» на петербургской сцене выдержал 14 представлений в течение трех сезонов. Композитор к тому же был удостоен премии в размере 300 рублей ассигнациями. «Овации были самыми лестными, каких я никогда и не ожидал. Я был вполне счастлив!» Петр Ильич Чайковский.


В одном из номеров газеты «Киевлянин» за 1867 год можно было прочитать «Опера занимает первое место среди наших удовольствий. Рождение Киевского оперного театра, а оно состоялось именно в 1867 году, было событием исключительной значимости для всей земли малороссийской. С момента своего появления в Киеве оперный театр был непременно посещаем гостями наряду с Софией и Лаврой. Будучи публикой музыкальной киевляне обожали свой театр. При этом любили порассуждать о новом, достойном высокого искусства здании. Иным мечтателям, попавшим якобы в ХХ век, так грезилось оно: «Перед нами высилось грандиозное здание, залитое целым морем света. Грандиозно возносились в пространство окружавшие его стройные колоны. Крылатые гении парили над порталом. Разноцветные стекла бесчисленных окон казались на темном фоне яркими пятнами, отливающими всеми цветами радуги. Весь театр был окружен сверху донизу непрерывной цепью балконов, соединяющихся между собой густой сетью лестниц».


Театр составлял гордость киевлян. «Мы можем поздравить себя и публику с явлением до сих пор небывалым в Киеве. Небывалым, вообще, в провинции, но чрезвычайно отрадным, с русской оперой! Отрадно видеть у нас при представлении оперы «Жизнь за царя», кажется, 10 раз уже повторенной, театр всегда полным до последнего места». Репертуар русской оперы на удивление богат и разнообразен. Не сходит с театральных афиш опера «Жизнь за царя» Глинки, а также сцены из «Руслана». Идут здесь также и «Русалка» Даргомыжского, «Рогнеда» Серова, «Аскольдова могила» и «Громобой» Верстовского, «Наташа, или волжские разбойники» Вельбоа. Нет сомнений, что киевская публика представляла в жанре оперы просвещенную аудиторию. Могла иметь свое суждение о композиторских достоинствах, об исполнении оркестра и певцов. Чайковский выразил желание присутствовать на постановке своего «Опричника». Он прибыл к премьере, которая состоялась 9 декабря 1874 года. Для Киевской оперы это была пора расцвета. Те пять самых ярких лет, которые приходится на время частной антрепризы Сетова. Заметим, частной антрепризы, не казенного театра. Спектакли были таковы, что и столица не постыдилась бы. Описывая свои впечатления от киевского «опричника», Петр Ильич отмечает, что слышал оперу в настоящем смысле этого слова.


Согласно условиям антреприз Сетов мог позволить себе пригласить в театр лучших исполнителей из столицы. Роль Натальи, как и в Мариинском, исполняла так нравившаяся Чайковскому Вильгельмина Рааб. Андрея — упоминавшийся выше Орлов, значительно глубже постигший образ своего героя. Здесь утверждалась слава Федора Ивановича Стравинского, тогда еще только начинающего артиста. Столичным знаменитостям ни в чем не уступала звезда киевской сцены певица Пускова. Она исполняла в «Опричнике» роль друга Андрея, молодого Басманова. По оперной традиции вокальные партии юношей (Вани в «Сусанине», Леля в «Снегурочке») сочинялись для женского голоса с низким, как говорили, грудным тембром. Чайковский восхищался ее необычайно красивым и сильным контральтовым голосом. И прежде всего, в ариозо Басманова, в котором он рисует радости жизни опричнины, уговаривая Андрея вступить в нее. «Житье у нас — и умирать не надо!».


RadioBlago: На этом первая часть программы об опере Петра Чайковского «Опричник» подошла к концу. Продолжение слушайте в следующем выпуске в эфире радио Благо. Не забывайте, что послушать и прочитать все наши программы можно на сайте www.radioblago.ru в разделе «Время культуры».



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: