Время культуры
Время культуры

меню

Оперная певица Елена Образцова

3121

Выступления Елены Образцовой на оперных сценах и в концертных залах крупнейших музыкальных центров мира снискали ей репутацию одной из самых выдающихся певиц нашего времени. От встреч с Еленой Образцовой, оперной и камерной певицы, всегда уходишь взволнованный и потрясенный. Она подлинная властительница дум публики, личность по-настоящему магнетическая. Во всем ее облике - величавость, значительность и какая-то эмоциональная открытость, непосредственность, которая сразу же приковывает ваше внимание еще до того, как она начинала петь.


«А в самом голосе певицы столько поэзии, красоты и страсти, что кажется будто эта высокая стройная женщина, с удивительно глубокими, выразительными глазами и какой-то подчеркнутой пластичностью движений, рассказывает вам о том, чем в настоящий момент переполнено ее сердце», - писал один из итальянских критиков после гастролей Елены Образцовой в Милане в начале 1981-ого года.


"Каждое выступление Елены Образцовой всегда было событием, вне зависимости от того, поет ли она произведение уже хорошо известного слушателям в ее трактовке или выносит на суд публике свои новые исполнительские работы. Елена Образцова всегда узнаваема по высокому романтическому пафосу своих концепций, лирической силе экспрессии и всегда новая, может быть, даже неожиданная в том, как свежо и нетрадиционная, с каким настроением и эмоциональной окраской прозвучит у нее сочинение знакомое и изученное , казалось бы, досконально". Эти слова известного итальянского кинорежиссера Франко Дзеффирелли могут служить лишним доказательством того, что искусство большого художника, как ни было оно нам хорошо известно, всегда представляет собой некую тайну, загадку увлекательную и захватывающую в своей непостижимой красоте.


Все что делала Елена Образцова на оперной сцене и концертной эстраде, поражает артистической свободой и удивительной концентрацией чувства, глубиной погружения в образ, проникновение в его эмоциональную сущность. Поэтому ее исполнительские трактовки обладают такой огромной притягательной силой.


Природа щедро одарила Елену Образцову. У нее голос редкой красоты тембра, бархатистости, поистине органной сочности звучания, у нее великолепная сценическая внешность, придающая ее оперным героиням живописную рельефность и выразительность. И, наконец, она наделена большим дарованием драматической актрисы. И все это спаено в единое целое яркой и неповторимой индивидуальностью, личностью , одержимой в своей любви к музыке. Для Образцовой пение, оперная сцена непросто профессия, а содержание, высший смысл ее жизни.


Исполнительскую деятельность Образцовой можно условно подразделить на три периода: первый приходится на 1962–1970-ый годы. Воспитанница Ленинградской консерватории, которую она окончила по классу у профессора Григорьевой, Образцова, еще будучи студенткой, стала победительницей двух крупных вокальных соревнований : Конкурса Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки и Второго Всесоюзного конкурса имени Глинки. В 1963-ем году состоялся дебют молодой певицы на сцене Большого Театра СССР ,где она блестяще исполнила партию Марины Мнишек в опере Мусоргского «Борис Годунов». И каждая последующая ее работа - Амнерис в «Аиде», Любаша в «Царской невесте», Марфа в «Хаванщине», графиня в «Пиковой Даме» была шагом вперед на пути к художественному совершенству. Своеобразный итог первоначальному этапу становлению артистической личности Образцовой подвели два Международных конкурса 1970-ого года имени Чайковского в Москве и имени известного испанского певца Франсиско Виньяса в Барселоне. На обоих соревнованиях Образцова была удостоена золотых медалей.


Годы 1970-1975-ые были для Елены Образцовой периодом дальнейшего совершенствования мастерства. На сцене Большого Театра она исполняет такие разнохарактерные роли как Фрося в опере Прокофьева «Семен Котко», Азучена в «Трубадуре», Эболи в «Дон Карлосе» Верди, Кармен в одноименной опере Бизе, Женя Комелькова в опере Молчанова «Зори здесь тихие» . С искусством певицы знакомятся слушатели многих стран. С труппой Большого театра она выступает в Токио и Осаке в 1970-ом году , Будапеште и Вене в 1971-ом, в Милане в 1973-ем, в Нью-Йорке и Вашингтоне в 1975-ом году. И повсюду критика неизменно выделяет Образцову. Один из рецензентов после выступления артистки в Нью-Йорке писал: «Елена Образцова стоит на пороге международного признания. О такой певице мы можем только мечтать. В ней есть все, что отличает современного художника оперной сцены экстракласса».


Большой художественный резонанс вызвал участие артистки в оперных спектаклях в Висбадене, Марселе, Барселоне, Вене, Франциско; ее выступления с камерным концертом во Франции и Испании, и Японии.


Следующим важнейшим этапом артистической судьбы Елены Образцовой стал 1976-ой год, поистине звездный год ее жизни. Ей было присвоено звание Народной артистки. В этом же году состоялись ее первые выступления в спектаклях крупнейших оперных театрах мира Ласкала и Метрополитен Опера. На сцене Ласкала она предстала в образе Шарлотты в «Вертере» Массне.

«Такого захватывающего пения, полного страстного эмоционального порыва и лирической красоты мы давно не слышали на сцене Ласкала», - признавал итальянский критик.


В Метрополитене Елена с триумфальным успехом пела партию Амнерис в «Аиде». В дальнейшем она исполнила в спектаклях театра партии Шарлотты в «Вертере», Адальджизы в «Норме», Кармен.


С этого времени творческие узы связывают русскую артистку со многими ведущими оперными театрами мира. Очевидно первым в этом ряду должен быть назван миланский Ласкала, где певица регулярно выступает каждый сезон. Особенно памятным было ее участие в торжествах, посвященных 200-х летию театра, сезон 1977-78-ого годов. Тогда Образцова выступила в ролях Эболи - «Дон Карлос» и Ульрики - « Бал-маскарад», а также исполнила партию меццо- сопрано в «Реквием» Верди. Своеобразной традицией стали ее сольные концерты в Ласкала, этой чести удостаиваются только самые известные певицы нашего времени.


Регулярно выступала артистка и в Венской Государственной Опере, где ее исполнение роли Кармен в спектакле, поставленном Дзеффирелли, произвело настоящую сенсацию. Прочие контакты установились у Образцовой с ведущими оперными театрами в ФРГ, Гамбургской Государственной оперной и Баварским национальным театром в Мюнхене.


12 января 2015 года величайшей оперной дивы не стало. Умерла Елена Васильевна от лейкемии в одной из клиник Лейпцига. Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы. Ее смерть считают потерей для всей мировой культуры.

Теги: #Музыка


Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: