Время культуры
Время культуры

меню

Художники Глеб Скубачевский и Елена Ямлиханова

5214

Сегодня мы расскажем вам о двух молодых художниках, совместная #выставка которых прошла на #Винзаводе в Москве. Глеб Скубачевский и Елена Ямлиханова представили в #Айдан студии свой новый проект под названием «Смотри в меня».

Пространство Айдан студии – это центр притяжения молодых авторов, которые создают свои работы в режиме реального времени, не стесняясь любопытных посетителей и наблюдателей. Под руководством известного в московских кругах художника, скульптора и преподавателя Айдан Салаховой художники совершают первые шаги в творческой и рыночной сфере.

Для студии выставка «Смотри в меня» – это второе событие за прошедший год, самостоятельно подготовленное студентами. Глеб Скубачевский и Елена Ямлиханова работают и выставляются вместе уже не первый год. В #интервью радио "Благо" художники рассказали свою историю сотрудничества и сотворчества.


Глеб Скубачевский: Мы объединились сразу по нескольким принципам. Мы с Леной работаем очень давно вместе. Мы познакомились с ней, когда учились в институте. И там уже начали какие-то совместные проекты и выставки. А сейчас мы просто продолжаем нашу деятельность, и, поскольку какие-то мысли и направления в творчестве, в принципе, схожи, мы очень любим вместе выставляться. И больше того, мы даже и работы вместе делаем, то есть мы можем одну работу писать вдвоем.

Вообще у нас появляются идеи на стыке, даже когда мы делали эту выставку, мы думали делать совместные объекты. Но, просто, не хватило времени и возможности. А так, идей у нас полно. Как говорят скульпторы, что у них мастерская – это кладбище нереализованных проектов. Примерно такой смысл. У художников, наверное, не так, но все равно очень много проектов, которые не успеваешь сделать, и выставок, которые не успеваешь сделать, просто, потому что в сутках 24 часа, к сожалению, а не больше, как хотелось бы...


RadioBlago: Выставочный зал Айдан студии на Винзаводе на 7 дней превратился в лабораторию по исследованию жизни. Жизни в ее биологическом и телесном воплощении, как это отраженно в живописных полотнах Елены Ямлихановой. И жизни внеземных цивилизаций, которые, впрочем, не лишены органического происхождения. Большие бумажные цветы, состоящие из мелких ворсинок, или аккуратные щупальцы тянутся к зрителю с так называемых картин Глеба Скубачевского. Правда, сам автор называет их скульптурами или полу-скульптурами. Объекты из бумаги, хоть и парят в свободном пространстве, одной из плоскостей все же приклеены к вертикальной стене.


Глеб Скубачевский: Здесь персонально мои работы, вот они здесь, бумажные скульптуры. И персонально работы Лены – холсты, масло. Но все это объединено в серию жизни. То есть у нее жизнь телесная, земная, а у меня – жизнь космическая, что-то такое. На этом мы и сошлись с ней в творчестве.

Тема жизни, но дело в том, что я этот проект начал в Черногории, потому что был в резиденции у Гельмана. Вернулся полгода назад из Черногории, и у меня там продолжалась вот эта работа над тематикой внеземного существования и таких полу-картин, полу-скульптур из бумаги. А сюда я приехал уже с идеей большой полноценной выставки. С Леной мы и не прерывали наше сотрудничество, но я поработал там автономно, она работала здесь. И вот, когда я вернулся, я, просто, подключился, уже приехав сюда с идей этой персональной выставки. Мы нашли помещение, договорились с Айдан. Спасибо ей большое за это. И все как-то случилось. Но понадобилось полгода, чтобы все это сделать.


RadioBlago: Глеб Скубачевский в этом году заканчивает Суриковский институт, до этого он учился в Московском государственном академическом художественном училище и несколько лет стажировался в мастерской Айдан Салаховой и Сергея Оссовского. За его плечами уже несколько выставок и работа в резиденции Марата Гельмана в Черногории.

В сотрудничестве с известным художником Алексеем Каллимой Глеб работал над выставкой «Летающие города» в Музее Москвы. Затем его объект под названием «Голову в песок» вошел в коллективную выставку студентов Айдан Салаховой «Онлайн/Оффлайн». По итогам пребывания художника в Черногории была организована выставка "Spiritus ubi vult spirat" «Дух дышит, где хочет» вместе с Сергеем Хисматовым. И на отчётной выставке художников черногорской резиденции в Музее в Подгорице бумажные скульптуры Глеба Скубачевского заняли одно из центральных мест.


Глеб Скубачевский: У меня это началось примерно год назад, вот такие вещи. Но, в принципе, народ что-то такое похожее в мире делает, то есть художники. Но я начал делать совершенно искренне, ни на кого не обращая внимания, как исследование. Я себя считаю еще каким-то, может быть, исследователем (в кавычках, конечно). То есть мне все интересно, я пробую по-разному это делать. Конечно, потом я уже посмотрел, и друзья мне начали скидывать какие-то работы. Не прямо похожие, но на эту тематику. Поэтому, наверное, это мое внутреннее, то, что я придумал сам.

Это исследование технологий и исследование формы. Потому что для меня важно найти что-то новое, найти что-то интересное. Не идти уже по проложенной дороге, по которой уже ходили все, а попробовать эксперимент поставить и посмотреть. Знаете, как в лабораториях на уроках Физики мы делаем какой-то эксперимент и всегда же интересно, чем он закончится. Зачастую, я не знаю, чем он закончится, я ставлю себе разные задачи, может быть, я просто делаю эксперимент ради эксперимента иногда, чтобы посмотреть, какая будет конечная реакция. Это же интересно! Но здесь я уже достаточно осознано это все делал, потому что у меня уже был опыт, я знал, как себя ведет бумага. Я знал, как она себя ведет в разных состояниях, с клеем, водой, краской, лаками – вот это все. И уже осознанно совершенно делал конкретные работы. Они очень похожи по стилистике, по своей конструкции, они сделаны примерно в одной технике. То есть это такие бумажные щупальцы. Потому что черногорские работы были больше свободны, они были по-другому устроены. А здесь уже, поскольку командная выставка, то я не мог себе позволить что-то флюоресцентное раскрасить, зеленое, красное. Я собрался, уплотнился, достаточно строго, в бело-черной гамме сделал такую серию.


RadioBlago: На вопрос нашего корреспондента, считает ли Глеб Скубачевский себя в таком случае скульптором, он ответил, что нет. И это важный момент. Ведь, несмотря на первоначальное образование, настоящий творец всегда движется вслед за своими художественными стремлениями, не обращая внимания на существующие теоретические рамки.


Глеб Скубачевский: Нет, я себя больше позиционирую как художник. Я вообще учился на живописном отделении. Зачастую просто так получается, что ты 10-15 лет работаешь в одном стиле, тебе это надоедает. И у нас обычно так происходит, что график становится живописцем, живописец становится графиком. Меня вот с живописного факультета потянуло в какую-то скульптуру, полу-скульптуру, я не знаю, как это назвать. Объекты – мне это интересно. А кого-то еще куда-то. Это совершенно нормально, этого не надо бояться. А образование у меня да, живописное.

Я сейчас картин маслом не пишу, такие скульптуры бумажные занимают все мое время сейчас. Дальше у меня просто есть еще несколько проектов, для которых я должен делать другие работы. Картины там тоже будут. Но не в ближайшую перспективу, а через некоторое время.


RadioBlago: Елена Ямлиханова для этой выставки в Москве подготовила ряд произведений из своего персонального цикла «Под кожей», а Глеб Скубачевский продолжил работу над серией «Spiritum». И в итоге произведения, обращенные к внутренним чувствам, объединили под общим заголовком «Смотри в меня». Приглашая зрителей заглянуть глубоко внутрь творческого мира авторов, создатели выставки все же подчеркивают принципиальное различие художников.


Глеб Скубачевский: Spiritum – потому что это, опять же, выход на территорию, не связанную с землей, не связанную с этим пространством. Потому что это дух, который обитает везде, соответственно и за пределами земли. Это работы, которые не имеют привязки к каким-то земным бактериям. Они могут быть, где угодно.

Сейчас я с Галереей 11.12 сотрудничаю, хотим делать тоже мою персональную выставку. И там у меня будет уже погружение в такую космическую среду. То есть я буду моделировать придуманную планету, что-то такое интересное. Моя задача будет совершенно выбить зрителя из вот этого состояния, в котором он находится, вот этой среды, обычной, нашей земной, и погрузить его в новую какую-то атмосферу.

Это попытка перенести зрителя во внеземную среду. Вряд ли вы часто видите такие картины, они вообще ни на что не похожи. Это техника, которую я сам придумал, чтобы достичь такого эффекта.


RadioBlago: Елена Ямлиханова родилась в Новокузнецке в семье художника. После окончания школы училась в филиале Кемеровского художественного училища. Получила диплом и переехала в Москву, чтобы поступить в Суриковский институт. Там она и познакомилась с Глебом Скубачевским, с которым вот уже несколько лет их связывает крепкий творческий союз.


Елена Ямлиханова: Мы с Глебом работаем уже долго и, в основном, раньше делали работы более или менее экспериментальные. Кто-то подает идею, кто-то ее дорабатывает. А потом он уехал в Черногорию, приехал оттуда и я понимаю, что человек абсолютно изменился, и делает какие-то вещи не узнаваемые, абсолютно новые и интересные. И они идут изнутри. Тема космическая его очень интересует, и это космическая органика, что-то в этом духе. И я поняла, что у нас идет пересечение в этом плане, то есть у него мужской взгляд, у меня женский. Не знаю, насколько это разделение вообще влияет, потому что мне интересен человек в принципе как личность, мужское-женское – это не важно. Вот интересен взгляд, то, что у него они такие немножко отстраненные, но при этом теплые, ворсистые.

Нам еще текст написали такой. Очень забавно, сделали переворот наоборот, что мое получается мужское, а Глеба – женское. Там идет отсылка к тому, что это свивание чего-то, например, пряжи, а у меня значит, какие-то жидкости, что-то такое.


RadioBlago: Кураторский текст к выставке написал Павел Гладков. По его словам, «Ворсистые поверхности традиционно ассоциируются с женским началом (ткацкий станок), в то время как мужчина, скорее, обратит внимание на вытекающие из прекрасных глаз жидкости». По мнению автора текста, художники предлагают абстрагироваться от окружающего мира и сконцентрироваться на эмоциональной стороне наших личностей. «Прислушавшись к себе как биологическому объекту, мы сможем ощутить исходящую от нас энергию живого существа. Эта энергия делает нас сопричастными космической тайне».


Елена Ямлиханова: Мои работы связаны с телом, с человеком. Для меня человек представляет наибольший интерес. Мне интересно, как человек взаимодействует. И в последнее время я увлеклась чем-то таким кожным. Когда реальность проникает в тебя, и ты источаешь реальность назад в окружающий мир. Вот этот слом, когда в тебе что-то происходит и потом это выходит наружу в физическом плане (вот эти слезы, желания). Когда оно идет из тебя, и ты уже несешь информацию. Вот для меня это интересно. Для меня это любопытный момент.

#Живопись – это то, на что я училась 11 лет. И мне вообще интересен цвет. Несмотря на то, что долгие годы мне говорили: «Лена, ты график больше», мне очень нравится цвет. Мне интересны сочетания всех этих цветов. Мне кажется, именно в этом и есть эмоция. Да, графика – интересно, но цвет это все-таки цвет.

Кожа, да, несет в себе цвет. От золотистого до розоватого, голубоватого, холодные оттенки. Это жутко привлекает!

Синяки – потрясающе! Вот этот отзыв кожи, когда ты не знаешь, что произошло. Произошло резкое столкновение с реальностью, и ты понимаешь, что у тебя кожа несет какой-то отзыв. И этот отзыв выглядит абсолютно как Космос. Синяки растекаются, они меняют цвет. И это именно изнутри тебя идет какой-то отзыв странный, ты просто наблюдаешь издалека, как будто облака текут и развиваются, источают из себя что-то.


RadioBlago: Елена Ямлиханова рассказала нам, как на третьем курсе института выбрала мастерскую Айдан Салаховой и Сергея Оссовского. По словам художника, тот момент стал для нее поворотным, началась так называемая ломка и уход от учебных работ в работы творческие.

Во время стажировки в Айдан студии Елена Ямлиханова также принимала участие в аукционах по сбору средств на оплату аренды помещений, вместе с другими занималась подготовкой коллективной выставки «Онлайн/Оффлайн». Молодые авторы самостоятельно создавали произведения, выстраивали экспозицию, искали спонсоров и писали кураторские тексты.

Как рассказала Елена, в новом проекте «Смотри в меня» им с Глебом также предоставили полную творческую свободу, и никто не диктовал, что и как показывать. В итоге выставка получилась как глоток свежего воздуха, полная новых идей и чистого желания проявить себя.


Елена Ямлиханова: Вот здесь идет студия, основная мысль, что мы здесь работаем, и народ приходит и смотрит на процесс создания работ. Тут постоянная грязь, краски. Все попадают именно в атмосферу создания. А мы просто подумали с Глебом, что у нас работы идут очень близко и тесно. У нас была до этого общая выставка, когда была дана общая тема, и каждый сделал по своей работе. Но когда все работы по одной теме, не видно художника целиком. И я говорю: «Если есть такая возможность, почему бы не сделать? Мы, в принципе, можем это сделать!». И мы взяли и сделали!

Именно в студии Айдан, с помощью Айдан Салаховой я поняла, спустя долгие годы обучения, что можно действительно делать то, что ты хочешь. Раньше, во время обучения, делаешь что-то как будто ради кого-то, а ты понимаешь, что надо делать для себя, то, что тебе нравится. И когда ты делаешь то, что тебе нравится, получается потрясающе! Твоя жизнь просто удалась!

Я не знаю, как пойдет дальше. Возможно, если у нас сохранится вот эта совместная линия. Просто мы идеально дополняем друг друга, даже в общении. Глеб он такой ровный, из него идет энергия ровно. А у меня импульсы. Я сделала и все! Если бы не Глеб, я не знаю, как бы эта выставка состоялась.


RadioBlago: Елена Ямлиханова не собирается останавливаться только на картинах, в ее творческих планах присутствуют и скульптуры, и объекты из неожиданных материалов. Остается только пожелать молодым художникам, чтобы все их смелые идеи и в дальнейшем не встречали препятствий, как это было на выставке «Смотри в меня».


Елена Ямлиханова: Я думала о скульптурах, и я думаю об этом очень интенсивно. Единственный тормоз, который меня сейчас сдерживает, это то, что мне надо понять, как это будет визуально. Потому что я считаю, что смысл зависит от визуального воплощения. Все-таки искусство – это искусство. Оно должно быть идеально подобрано в плане того, как визуально все это читается. Не в плане того, что идет какой-то пересказ. Ты смотришь на работы, и ты понимаешь, что у тебя идут какие-то образы свои, с тобой это как-то связано, абсолютно умственные вещи меня не интересуют, меня интересует попадание в человека.

Я сейчас так чувствую, и я так делаю. Единственно – у меня появляются новые мысли, не могу сказать, развитие это или не развитие. Но хочется сделать какие-то скульптурные вещи. Но я не знаю, как это сделать. Чисто технически. Потому что я хочу поработать с металлом. У меня какие-то там полу-забавные, немножко шутливые вещи. Может быть, с пластиком, со стеклом. Со стеклом я абсолютно не работала и не знаю, как это делается. И значит надо искать людей, которые помогли бы мне воплотить идею... Но у меня все будет возле человека, возле эротики, что-то в этом духе.

Вот «Под кожей» – это именно то, что внутри тебя. Оно как бы связано с кожей, но оно олицетворяет именно момент входа мира сквозь тебя и твое отражение. Не ограничитель, вообще нет. Наоборот, она раскрывает тебя, позволяет тебе чувствовать, и в тебя входит реальность, через твое тело. Через твои глаза, через твои уши. То, что ты можешь — это как-то коммуницировать. Мне это интересно.


RadioBlago: На этом выпуск программы «Время культуры» подошел к концу. Следите за творчеством наших героев и до встречи в выставочном зале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: