Время культуры
Время культуры

меню

Московский мужской хор иеромонаха Амвросия

7270

Cегодня в нашей программе вы услышите интервью с художественным руководителем Московского мужского хора иеромонаха Амвросия. В конце января в Москве и Подмосковье пройдут концерты коллектива, на которые наш сегодняшний собеседник отец Амвросий приглашает всех неравнодушных к духовной музыке и русской народной песне.

Звучит русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге» в исполнении хора иеромонаха Амвросия (Носова)


RadioBlago: Иеромонах Амвросий (Носов) – профессиональный хоровой дирижер, организатор и руководитель нескольких церковных хоров, автор обработок и переложений церковных распевов. С 1988 года он является священнослужителем Русской Православной Церкви.

Иеромонах Амвросий (Носов) с детства пел на клиросе, изучал церковно-певческие традиции и богослужебный устав. Одновременно с получением светского музыкального образования, начиная с 1974 года, управлял приходским хором. Затем работал музыкальным редактором в Издательском отделе Московского Патриархата и учился в духовной семинарии. Как раз в этом период, а именно в 1987 году, Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим благословил создать профессиональный мужской хор для возрождения традиции архиерейских хоров певчих дьяков. Слово иеромонаху Амвросию (Носову).


Иеромонах Амвросий (Носов): Идея принадлежит владыке Питириму. Митрополит Питирим Нечаев (для справочки) – это один из виднейших иерархов, скажем так: виднейших иерархов Русской Православной Церкви второй половины прошлого века. Почил он в 2003 году. А родился он в 1926-м. Мне посчастливилось под его началом трудиться в издательском отделе Московского Патриархата практически 10 лет. И именно там, в издательском отделе, и был создан наш хор. Идея принадлежала, еще раз повторю, владыке. Накануне 1000-летия Крещения Руси, а это празднование было в 88-м году прошлого века. В 87-м году, осенью, на одном из вечерних богослужений (богослужение подходило к концу, читались псалмы на Первом часе) Владыка подозвал меня к себе в алтаре и так на ушко шепнул. Я не был тогда еще иеромонахом, был регентом, но с определенным, уже достаточно большим опытом, поскольку я в церкви пел с 71-го года, а это был 87-й. То есть, я с юности пел в церкви. Пел, а потом уже где-то с 16-ти, 17-ти лет начал хором руководить, приходским. Потом уже начал писать аранжировки сам.

Знаете, как всегда, мальчишки учатся в училище, потом им что-то интересно, но эти опыты, они так и остались. Я потом некоторые из этих опытов отредактировал. Оказывается, и вроде бы и не плохо на сегодняшний критический взгляд. А тогда владыка меня спросил. Владыка вообще был изумительный человек, высокой этики, корректности. Он спросил: "Николай Алексеевич, как скоро вы бы могли собрать профессиональный мужской коллектив, который смог бы не только богослужения исполнять, но и записи делать профессиональные и выступать с концертами?" Зная темперамент владыки и зная, как он любит и ценит юмор, я, взглянув на часы, сказал: "Владыка, до конца богослужения не успеем". Он так улыбнулся." А вот завтра мы можем прийти и спеть". А на завтра должна была быть служба в издательском отделе. В самом издательском отделе есть домовый храм, архиерейский. Владыка там совершал богослужения, мне там много лет довелось совершать богослужения. Пели там сотрудники любители. И мы пришли туда на следующий день, спели. Действительно, я обзвонил певцов знакомых. Спели такие известные произведения, поинтереснее выбрали песнопения. Причем певцы все опытные, воцерковленные. Кто-то из них был регентом, кто-то певчим. Владыке понравилось. Он сразу сказал, чтобы оформляли в штат сотрудниками издательского отдела. Появилась такая творческая единица. Наш хор так и носил название: Мужской хор издательского отдела Московского Патриархата. Звучало в свое время.


RadioBlago: Первые пять лет с момента основания коллектива деятельность хора иеромонаха Амвросия (богослужения, записи, концерты) была неразрывно связана с Издательским отделом Московского Патриархата, но в 1994 году подразделение было расформировано.

К этому времени на зарубежных концертах московский мужской хор иеромонаха Амвросия уже узнавали по имени дирижера, иеромонаха Амвросия. Согласно старой клиросной традиции это название, хор иеромонаха Амвросия, было предложено для заграничных выступлений коллектива. Благодаря наставничеству и поддержке владыки Питирима хор иеромонаха Амвросия выступал не только в изголодавшихся по духовной музыке российских городах, но и для соотечественников в странах Европы. Рассказывает иеромонах Амвросий.


Иеромонах Амвросий (Носов): Люди воспринимали все очень тепло. Потому что много было эмигрантов в начале 90-х. Вот в Германии, если взять какой-то конкретный маленький случай. Русские немцы – полные храмы, огромные эти кирхи забивали и просто плакали. Они просили спеть помимо духовной музыки и русские народные песни. Так и вошли у нас в репертуар русские народные песни. Поэтому поводу владыка и говорил: наши песни, они, во-первых, родственные со знаменным распевом, с церковными напевами. Наши песни в наше-то время звучат почти как молитва. Если послушать то, что звучит везде по радио, все это, знаете, разбивающее ритмом в голове всякую мысль. То наши песни действительно звучат как молитва.

Потом вошли романсы, некоторые. То есть достаточно строго у нас был подбор. Мы не брали чувственных произведений, любовных и так далее. Есть какие-то эстетически возвышенные – и стихи, и музыка подходящие. Русские народные песни. Духовные стихи. Рождественские колядки.

Сейчас тоже у нас есть проект, я готовлю к записи, делаю аранжировки духовных стихов и колядок. Надеемся, что... к Рождеству, к этому, наверное, уже не успеем, а вот к следующему, наверное, они уже будут.


Произведение «Вдоль по улице метелица метет» в исполнении хора иеромонаха Амвросия (Носова)


RadioBlago: С момента создания хора, иеромонах Амвросий разрабатывает проект серии аудиозаписей русской духовной музыки. Творчески обобщая опыт священнослужения, дирижерской работы в приходских и соборных храмах Москвы, а также исследовательской работы в музыкальных фондах, иеромонах Амвросий подбирает в качестве репертуара хора иеромонаха Амвросия редкий материал, в том числе восстановленные старинные песнопения.

Деятельность хора иеромонаха Амвросия началась с записей древних распевов и раннего литургического многоголосия, расшифрованного и реставрированного с учетом последних достижений музыкальной науки в этой области.

На протяжении почти 30 лет существования хора отец Амвросий не оставляет работы по этому важному направлению и, например, в ближайшее время готовит новые сборники музыкальных произведений на духовные стихи. О репертуаре рассказывает иеромона Амвросий.


Иеромонах Амвросий (Носов): Есть такое стихотворение «Мироносица у гроба Господня». «Спит Сион и дремлет злоба» - это первый стих. «Спит во гробе Царь царей». Эти стихи принадлежали военному. Был офицер царской армии Михаил Еленьев. Это стихи XIX века. Они пелись даже в старообрядческой среде. И одна из моих старых певчих, когда я начинал мальчиком петь на клиросе где-то в начале 70-х годов. Там же еще были старушки певчие рождения конца XIX века. То есть, среди наших, нашего круга церковнослужителей, была старенькая монахиня 95-го года рождения ровесница и школьная подруга Сергея Есенина. Представляете, вот такие корни. И она мне напела, эта певица, не подруга Есенина, а другая. Напела, причем она пела достаточно чисто, выразительно. Удивительно старые люди сохраняли голосовые данные, видимо, так никогда звук не форсировали, пели как-то так сдержанно. И голос сохранялся. Напела этот стих. А потом я его нашел в сборнике духовных стихов, старообрядческих, изданных уже в 2000-е годы. Мелодия по сути была одна и та же, близкая. Я взял эту мелодию, использовал эти интонации и сделал просто хоровое произведение, достаточно большое.

Еще одно корнями еще глубже уходит, это духовный стих «Господи, помилуй, Господи, прости». Это в старообрядческой среде, автор неизвестен. Напевала соседка, старушка старообрядка. Мне тогда вообще было лет 8 или 9. Причем это все переписывалось от руки, в тетрадочках. Такой, знаете, маргинальный текст, непонятно. А потом выяснилось, что да, действительно, и такой текст записан. Он был тоже издан в этом сборнике 2000-го года. Мелодию я уже не помнил, которую напевала та бабушка. Бабушка была такая истинная, из старообрядческой семьи, единоверка. Строго постилась, строго молилась, меня учила Библию читать. Наравне с моими родителями. Была моей духовной наставницей. И вот этот стих тоже мне запал в душу. Я на него тоже сделал аранжировку. Это основа будущего диска.

Еще один стих мне напевала мамочка. Этот вообще с трехлетнего возраста, потому что мама выходец из Тамбовской губернии. Там очень почитают Серафима Саровского. Там близко и Амвросия Оптинского почитают. Видимо, не зря мне в честь преподобного Амвросия имя дали. Как-то все происходит помимо нас, где-то так потихонечку, таинственно происходит. Тайнообразующе – как мы говорим церковным языком. И она запомнила в годы своего детства пение групп слепцов. Знаете, они ходили с волынкой, пели, или без волынки. Это были где-то 20-е или 30-е годы прошлого века. Это стих на 20-е главы Евангелие от Матфея «Христос на горе Елеонской». "Христос с учениками из храма выходит пред крестную смертью своей". Я тоже встретил этот текст в сборнике духовных стихов (я темой этой всегда интересовался) отца Николая (Гурьянова). Я посмотрел – там некоторые расхождения с тем текстом, который записала по памяти мама.

Это неизбежно. Потому что все это записывалось когда-то кем-то по памяти. И нашел там средний вариант, были некоторые стилистические несуразности, мягко говоря. Пришлось их немножко подредактировать, подправить. И полистал, посмотрел. Там целый ряд этих духовных стихов. Видимо, получится целый диск.

Среди таких людей, мне близких с ранней юности, были монахини, инокини с Украины. И они это пели как родные песнопения, естественно с акцентом украинским, все. То есть, была одна культура, был один народ. Это к вопросу о нынешнем разделении. Такое безобразие трудно было себе вообразить 40 лет назад. То есть, просто люди ездили, как к себе домой. И я там бывал, и они сюда приезжали на праздники. И вот с их голоса (или даже ими были записаны мелодии) у меня тоже набирается целый диск колядок.

Причем когда я сравниваю с тем, что сейчас есть, оказывается, что многие утрачены. Многих колядок уже не знают люди. Утеряно. Хотелось бы это записать.


RadioBlago: Концертные программы хора иеромонаха Амвросия обычно составлены из наиболее ярких образцов православных песнопений. Заимствованные из старинных рукописей одноголосные распевы, раннее многоголосие, песнопения партесного стиля, напевы всемирно известных монастырей – Киево-Печерской Лавры, Троице-Сергиевой Лавры, Оптиной пустыни и многих других, сочинения композиторов с 18-го по 20-й век составляют репертуар хора иеромонаха Амвросия. Так, выступления коллектива дают возможность слушателю получить полное представление об эволюции русской духовной музыки.

Помимо церковных песнопений в репертуаре хора иеромонаха Амвросия присутствуют всеми известные и любимые русские народные песни, романсы, сочинения военных лет и современных композиторов, которые благодаря уникальным обработкам и высочайшему профессионализму певцов обретают особый духовный окрас. Слово иеромонаху Амвросию (Носову).


Иеромонах Амвросий:В 2012-м году было двухсотлетие Бородинской битвы и вообще войны с Наполеоном. К этому времени, у нас было приглашение заграницу. Как известно, заграница нам поможет. Помните, да, кто сказал – Остап Бендер. Заграница нам поможет. Заграница нам помогает в силу того, что перепад валют. Потому что произвести диск в России и продать его за рубежом – хоть что-то, окупить свои затраты. Потому что в России это нереально окупить. Будешь ждать много лет, и будешь ждать. Это бесполезно. И видя, что такая возможность есть: хоть как-то отчасти окупить свои затраты на этих концертах, продав эти диски, я позволил себе два проекта одновременно. Они оба связаны с двухсотлетиями. Дело все в том, что мой небесный покровитель старец Оптинский Амвросий, родился в декабре... во время изгнания Наполеона из Москвы. Два проекта, я так посчитал… думаю, помоги, Господи, как-нибудь с этим справиться, с финансами. Люди, Слава Богу, доверяют. Я сказал: я не могу с вами сейчас рассчитаться, мы пишем к поездке, в поездке будут реализованы диски, и я вам выплачу и за пение на концертах, и за участие в записях. Как-то так удалось это все окупить.

И поэтому был диск записан в 12-м году военных песен. Причем мы начали с древностей. Потом уже имперская эпоха. Потом уже ХХ век. Это были песни Первой мировой войны, потом уже песни Гражданской войны. Вы знаете, белая песня «Мы смело в бой пойдем». Это же песня белого движения. Там же текст такой: «мы смело в бой пойдем за Русь святую. И как один прольем кровь молодую». Я использовал, конечно, эту песню с настоящим, историческим текстом, а не с тем переделанным, причем неудачно переделанным. Вы помните, там вот эта «смело...» кто смела, куда? Не понятно. Нелепость какая-то. Даже с точки зрения музыкальной полная нелепость. И текст соответствующий, противоположный. Я записал, конечно, с историческим текстом «Мы смело в бой пойдем за Русь святую». И последние это песни Великой отечественной войны. Выборочно мы несколько записали: «Эх, дороги», «Соловьи», Соловьева-Седого. Это самые лирические и трогательные песни.


Произведение «Ах ты степь, широкая» в исполнении хора иеромонаха Амвросия (Носова)


RadioBlago: Певцы Московского хора иеромонаха Амвросия имеют высшее музыкальное образование и являются выпускниками Российской Академии музыки имени Гнесиных, Московской академии хорового искусства, Московской государственной консерватории, Академии хорового искусства имени Свешникова и других авторитетных учебных заведений. Рассказывает иеромонах Амвросий.


Иеромонах Амвросий: Менялись времена, менялись люди. Многие из первого созыва 87-го года... Во-первых, многие уже глубоко пенсионного возраста люди. Они уже просто отошли от пения. Многие из молодежи стали солистами, причем достаточно востребованными, оперными солистами. Через наш коллектив много прошло певцов, которые сделали хорошую сольную карьеру. С ними, кстати, было очень хорошо работать. Да, потому что как-то вот, видимо, Господь посылал. Я встречал людей с хорошими вокальными данными и при этом музыкально грамотными. Потому что есть в нашем деле две крайности. Знаете, как. Не в обиду никому будет сказано: или безголосые дирижеры, или безголовые вокалисты. Почему? Да, дирижер прекрасно читает ноты с партитуры, но вокальные данные очень слабенькие. Он озвучить не может то, что вот он видит, читает. И наоборот, вокалист, который может все озвучить, но, вдогонку за всеми остальными, плохо читает ноты, плохо усваивает материал. А голос звучит. И вот находилась такая золотая середина. И кстати, надо сказать, что в наше время она востребована.

Таких все больше людей становится. То есть, получая хорошее дирижерское образование, и потом занимаются вокальной и сольной карьерой. Я таким людям только всегда желаю успеха. На моих дисках очень много таких солистов записано, которые потом сделали сольную карьеру. Кто-то там уже сейчас заслуженный артист, кто-то там оперный известный солист и т. д.


RadioBlago: Московский профессиональный мужской хор иеромонаха Амвросия принимал участие в торжествах, посвященных 1000-летию Крещения Руси, в праздновании 400-летия установления Патриаршества в России, а также в праздниках славянской письменности и культуры, в фестивалях и концертных турнэ во многих странах, выступал в залах Московской консерватории и Большом Театре России. Помимо концертов хор иеромонаха Амвросия часто принимал участие в богослужениях. Слово иеромонаху Амвросию.


Иеромонах Амвросий: Дело в том, что в год 1000-летия Крещения Руси, это же была еще советская эпоха, хоров профессиональных не было вообще. Монастырей было очень мало. Что называется, по пальцам одной руки можно пересчитать. И пели в них люди музыкально не подготовленные. Такой еще практики, чтобы приглашать певцов профессиональных... далеко не везде. А хоры в православных храмах Москвы или соборные храмы губернских, областных городов, конечно, были из приглашенных, из артистов, но они были смешанные. И поэтому наш хор в силу его исключительности, конечно, был и востребован, и приглашали. Но я этим никогда не кичился. Потом появилось очень много коллективов монастырских аналогичных. Так, как сейчас, например, хор Даниловского монастыря, позже появился хор Сретенского монастыря. У меня так сказать, практика была в начале 90-х годов. Я тоже в Сретенском монастыре очень короткое время трудился на хоровом поприще. Но у меня немножко другая стезя, это не мое. Я все-таки прежде всего священник, я востребован как священник, я служу и поэтому мне это дорого. А хор – вторая моя ипостась.

Вера... помогает, конечно… Во-первых, у меня творчество узко направленное, скажем так. То есть, если я что-то пишу, допустим, пишу музыку, пишу стихи или делаю аранжировки уже готовых произведений, это все связано с моим исполнительством. То есть, это или церковное или то, что звучит в концертах. Вы знаете, я бы, наверное, не занимался творчеством, если бы не моя церковность. Знаете почему? Всякое творчество кого-то воспевает, кого-то прославляет. Ну кто у нас достоин больше всего воспевания и прославления? Конечно же, Творец. Вот по этому адресу я готов всегда писать что-то, исполнять, прославлять. А когда прославляются страсти, чувства, скажем так, но чувства в любом случае доведены до страстей, когда их в опере где-нибудь воспевают, в романсах и так далее. Это немножко не мое. Наверное, для этого надо быть и точнее не быть иеромонахом, надо быть светским человеком, светским композитором, по-другому ощущать мир, по-другому ставить себе ориентиры в жизни, тогда, наверное,бд можно писать романсы и какие-то другие светские произведения на светские темы.


RadioBlago: Исполнительскую манеру хора иеромонаха Амвросия можно охарактеризовать как «уникальное сочетание аутентичности интерпретации, технического и художественного мастерства». По словам постоянных слушателей, пение хора иеромонаха Амвросия за богослужением вызывает молитвенный настрой и снискало любовь прихожан. Слово иеромонаху Амвросию (Носову).


Иеромонах Амвросий: Прежде всего надо исходить из содержания песнопения, текст. «В начале было Слово». Вот мы открываем текст. Прочитываем текст. Говорю: что здесь надо выразить? Не важно, текст ли это церковного песнопения или это текст народной песни: вот, чтобы я хотел здесь услышать? Люди внемлют. И вы знаете, откликаются. Бывает так что...– но это, конечно, высоко профессионально подготовленные люди,– бывает так, что надо записать песнопение. Вот буквально за час до записи заканчиваешь партитуру, быстренько ее ксерокопируешь. Придя в студию, быстренько разбрасываешь людям ноты, они визуально с ними, не издавая звуков, знакомятся. Спрашиваешь: готовы? Готовы. Можно писать? Можно. И вот просто-таки даешь тон и начинаем писать. Да, было одно такое произведение... Оно не сложное. Надо сказать, что они не ахти какие там произведения. Был у меня изложен один кондак Богородицы, напев с вариациями, обусловленными текстом. И когда мы исполнили первый дубль. (Понятно, это не значит, что первый дубль единственный и он сразу пойдет на диск, нет, конечно. Писали потом и второй, и третий.) Один бас ко мне (сам тоже хормейстер и дирижер, сам детским хором тоже занимается) подходит и говорит: батюшка, а у вас ведь тут описка. Здесь же не может быть ми-диез, здесь должен быть соль-диез. Да, Алеша, я просто писал в спешке и вот. Но вы же все поняли? Да, мы все поняли, никто не ошибся, конечно. Прочитали с ошибкой. В первое прочтение с листа… то есть, они откорректировали эту ошибку в голове, поняли, что это просто описка. Исполнили так, как надо и соответственно я на этом даже не задержал свое внимание.

Настрой передается. Как ты сам настроишься. Я всегда перед репетицией, перед записью, перед концертом всегда прочитываю молитву. Или пропоем Царю Небесный... и что-то, как-то люди так... к этому относятся сознательно. То есть, они понимают, что концерт духовной музыки отличается от всех прочих выступлений.


Произведение Богородице Дево в исполнении хора иеромонаха Амвросия (Носова)


RadioBlago: По просьбе корреспондента радио «Благо», художественный руководитель московского мужского хора, иеромонах Амвросий (Носов) рассказал нашим слушателям о предстоящих концертах коллектива в Москве и Подмосковье.


Иеромонах Амвросий: Если говорить о московской области, то ближайший концерт планируется в городе Лыткарино, дворец культуры «Мир». Состоится 20 января следующего 2016 года, начало в 19.00.

А в Москве 29-го января. Дом культуры имени Зуева, 19.00

Прежде всего, будет январь, праздничный месяц. И 20-е и 29-е числа будут дни после Рождественских святок, после Крещения. Поэтому будем очень рады видеть людей, интересующихся духовной музыкой, и просто наши песни послушать.


RadioBlago: На этом выпуск программы «Время культуры» подошел к концу. До встречи в концертном зале!

Теги: #Музыка


Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: