Время культуры
Время культуры

меню

Выставка Резо Габриадзе / 2

5931

Сегодня мы расскажем вам о том, как прошло открытие «Необыкновенной выставки Резо Габриадзе» в Музее Москвы. Сын художника и куратор проекта Лео Габриадзе в одном из прошлых выпусков нашей программы рассказывал, как идет подготовка, и теперь пришло время узнать, что удалось создать к 80-летнему юбилею художника, сценариста, известного режиссера и автора кукольной вселенной Резо Габриадзе.


RadioBlago: Жизнь и творчество Резо Габриадзе неразделимо связаны сразу с несколькими сферами искусства – он начинал как сценарист легендарных советских кинолент «Мимимо», «Кин-дза-дза», «Не горюй!». Затем прославился на весь мир, создав в Грузии свой уникальный театр марионеток, каждого персонажа в котором Резо придумывал и шил вручную. И теперь пришло время узнать широкому зрителю, что Габриадзе всегда был и остается большим художником, каждый герой которого сперва рождался на бумаге в мимолетном рисунке, а затем лишь приобретал черты характера и судьбу. На выставке в Музее Москвы при помощи 70 мультимедийных экранов показано примерно шесть сотен живописных произведений мастера.

В центре экспозиции выстроен театральный зал, в котором ежедневно на протяжении всего времени работы выставки будут проходить спектакли Тбилисского театра марионеток имени Резо Габриадзе. Как рассказывал в интервью нашей программе сын художника, кукольное и мультимедийное представление будут органично дополнять друг друга. И зрители, пришедшие на спектакль, смогут больше узнать об истории создания каждой постановки, рассмотреть в деталях на огромных экранах миниатюрных театральных персонажей.

«Необыкновенная выставка» – название дипломного фильма Резо Габриадзе на высших сценарных курсах в Москве в 1968 году. В рассказанной им притче главный герой, талантливый скульптор, выбрал достаток и благополучие семьи взамен чистого искусства. И потому всю жизнь создавал могильные памятники вместо скульптур. В конце фильма, оказавшись на кладбище среди своих творений, он понял, что это и есть его настоящая выставка. По словам директора Музея Москвы Алины Сапрыкиной – Необыкновенная выставка как метафора итога жизни из кинофильма Габриадзе перекочевала в юбилейную экспозицию, словно подчеркивая, что у самого автора истории совсем иной результат 80 лет жизни.


Алина Сапрыкина: Мне кажется, это название, видите, как символично – и начало большой истории автора, мэтра, и в то же время такой итог, 80-летие его, тоже с этим названием. Кстати, ведь на самом деле эта его работа очень философская. Если мы будем вспоминать фильм «Необыкновенная выставка», мы поймем, что там не все так однозначно. В каком-то смысле, это трагическая судьба художника, которая рассказана в этом фильме. Художник и реальность. Много вопросов, проблем, и путей, и жизненных судеб. Резо видимо как-то для себя, нам кажется, в итоге пришел к чему-то такому очень большому и светлому. Это его заслуга, это его долгий-долгий путь, и сегодня мы Необыкновенную выставку видим вот так – современной, мультимедийной, живой, динамичной, очень гармоничной в музейном пространстве. Театр на гастролях в музее. Музей – городской. То есть это всех объединяет и очень здорово. Мне кажется, что все получилось.


RadioBlago: «Необыкновенная выставка Резо Габриадзе» открывает юбилейный год и для Музея Москвы, которому исполняется 120 лет. Ради совместного проекта музей пошел на определенные изменения формата. Историческое здание Провиантских складов, которое было построено в первой половине 19-го века, наполнилось мультимедийными проекциями. И в центре этого огромного атмосферного пространства разместился маленький кукольный театр.


Алина Сапрыкина: Здесь 2000 квадратных метров, и музей Москвы в последние два года развивается как такой музей на стыке разных жанров. То есть у нас и кинофестиваль «2morrow» проходил, и фестивальные программы, и перфомансы, и биеннале, в принципе, мы уже опробовали самые разные форматы. Но театр у нас впервые. В этом смысле пространство преобразилось тем, что здесь появился этот камерный, кукольный зал (чего никогда не было в музее), который преображает все. И собственно, само пространство за счет мультимедийности и соединения чего-то очень личного, душевного, живого, вот такой стороны и технологичного, движущегося, активного, современного. Это по-новому звучит. Вот такую задачу мы ставили перед собой, потому что нам хотелось, чтобы этот проект в музее был показан необычным образом, как никогда еще. Потому что совместный юбилей – 80 лет – ему, 120 – нам. Хотелось показать что-то такое на синтезе искусств, что присуще музею сегодня, современному музею, и в то же время на каком-то соединении истории и современности. Вот этих двух направлениях.


RadioBlago: Широту мысли и многообразие творческой деятельности Резо Габриадзе постарались представить авторы Необыкновенной выставки. Помимо живописных и графических работ, эскизов к спектаклям и фотографий рукотворных героев в Музее Москвы можно увидеть керамику и скульптуры Резо Габриадзе. Например, известный среди студентов миниатюрный памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге придуман именно им, как и «Нос майора Ковалёва». Сценарному и литературному искусству Габриадзе также отведены небольшие отдельные комнаты. Об этом рассказал на открытии сын мастер и куратор выставки Лео Габриадзе.


Лео Габриадзе: Это у нас большая комната, где представлены живопись и графика, несколько тем основных Резо. Каждая из них имеет титульную страницу. Есть у нас еще и малая галерея, где скульптура и керамика. И здесь еще 4 комнаты. Пожалуйста, посмотрите, первая – там Пушкин, потом Галактион. Еще есть рассказ Резо, «Топиарное искусство» называется. И в последней показываем фильмы, которые мы собрали. До 15 минут. Такой сборник фильмов, которые, может быть, кто-то не видел.

Рисунок есть рисунок. Ничего не меняется. А просто размер и время появления. И этим способом можно больше показать за меньшее количество времени. Мне кажется, этот жанр, новый жанр искусства, который зарождается, он в нашем случае очень подходит театру.

Люди, которые любят наш театр, для них это будет подарок, что мы покажем чуть больше. То, что у нас есть в Тбилиси, хотя бы часть его, перевезти в Москву и показать нашим московским зрителям, чтобы их как-то обрадовать в эту холодную зиму.


RadioBlago: В серии рисунков, посвященных Пушкину, около тысячи работ. И родилась она со знакомства Резо Габриадзе с известным писателем Андреем Битовым, с его романа «Пушкинский дом». Сын художника рассказывал нам в прошлой программе, как легко и быстро рождались зарисовки выдуманных историй из жизни величайшего русского поэта. По словам Резо Габриадзе, Александр Пушкин – это «последняя мраморная глыба Ренессанса, которая опустилась на Европу, в России».

Галактион Табидзе – великий поэт Грузии и еще одна важная тема в творчестве художника. Как и многие другие герои рисунков Резо, Галактион появился на чистом листе случайно, будто сам решил войти в творчество автора. Рассказчик признается, что не ручается за достоверность всех событий, которые случаются с поэтом на станицах его живописных работ, но допускает, что эти наброски могут оказаться хорошей попыткой перевода стихов Галактиона Табидзе на язык графики и живописи.

Автор идеи мультимедийной выставки к 80-летию Резо Габриадзе – Максим Волков, продюсерский центр которого не первый год организовывает гастроли Тбилисского театра марионеток в Москве. В интервью нашему корреспонденту он признался, что для его команды это новый и уникальный опыт.


Максим Волков: То, что вы видите вокруг себя, это творения художника. И здесь нет схемы, как это сделать, какая хронология, какой сценарий. Это живой организм. И, как нормальный живой организм, он может получиться и не получиться. И собственно, результат, который мы видим сегодня здесь, означает, что все получилось и срослось. И это, конечно, уникальный случай, потому что такую вселенную, такой масштаб творческой силы, творческой энергии, которая есть у Резо, как-то обуздать и собрать в форму очень непросто. И только лишь потому, что он активно в этом участвовал и это хотел, как-то это проживалось и рождалось, в прямом смысле слова, и получилось.


RadioBlago: На открытии в Музее Москвы собралось так много почитателей таланта известного грузинского мастера, что оказалось довольно сложно оценить масштаб и атмосферу выставки работ Резо Габриадзе. Наша собеседница, журналистка, телеведущая и праправнучка великого писателя Фёкла Толстая рассказала, что собирается прийти в музей в другой раз, чтобы не спеша познакомиться с экспозицией.


Фекла Толстая: Из того, что я поняла, вся эта история предполагает не только мультимедиавыставку, но и театральные события. И это очень важно. Потому что, конечно, мультимедиа-представление – это такое знакомство, я не хочу употреблять слово «поверхностное», но мы составляем себе представление о том, что такое творчество Габриадзе. Потому что даже в книжных публикациях это как-то живее для нас выглядит. Но вот это сочетание (я не видела, что здесь будет показано на театральной сцене), но из этого сочетание возможно какая-то искра живая будет высечена.

Понимаете, это наши новые реалии, надо к этому привыкать. Мы все больше и больше будем знакомиться с вещами с помощью мультимедиа-представления, и вопрос только в том, чтобы это мультимедиа-представление сделать корректным, интересным, а следующая степень, на которую можно надеяться, воодушевляющим. Не просто репродукции произведений, а какая-то еще искра там должна проскакивать в этом сценарии показа.

Мне вообще, в принципе, это очень нравится, потому что мне нравится это, я бы сказала, идеологически. Потому что Габриадзе – человек, от которого исходит теплота и добро. И какое-то очень, очень человеческое (простите за тавтологию), и бережное, и нежное отношение к действительности, человеку, природе, литературе, к воспоминаниям, к собственной жизни, к мелочам. И вот такого подхода, такого взгляда сейчас очень не хватает в нашем очень агрессивном и неприятном мире. Поэтому, если такому художнику как Габриадзе отдаются огромные пространства, это правильно, простите меня за это слово, идеологически, и я это очень поддерживаю.


RadioBlago: Многолетний друг художника, писатель и фотограф Юрий Рост рассказал нашему корреспонденту, какой он увидел выставку к 80-летию Резо Габриадзе.


Юрий Рост: Вы знаете, я думаю, что Резо к этому отношение не очень имеет. Потому что сын Резо замечательный специалист как раз в этой области. И я думаю, что он придумал эту выставку, проделал гигантскую работу, потому что это надо снять, отсканировать, привести в какую-то форму. Он это сделал замечательно. И для такого пространства правильно. Но я люблю маленькие работы Резо. Нельзя сказать, что он миниатюрист, но, видите, он даже начал с кинематографа и с большого театра, а закончил все-таки маленькими куклами. Потому что он в части, будем считать маленькую куклу частью человека, он умеет видеть характерные черты достаточные для того, чтобы создать образ.

Мне нравится, что я могу посмотреть эти работы, рассмотреть их. И довольно странно, что эти маленькие нарисованные работы выдержали такой размер.

Для меня Резо Габриадзе – это, в первую очередь, сценарист. Это автор замечательных сценариев, которые он снимал с Данелия. Это «Не горюй», «Мимино», «Кин-дза-дза» – великие фильмы совершенно. Это автор блестящих рисунков пушкинской серии, нарисованных то ли спичкой, то ли гусиным пером, но, тем не менее, они придуманы очень хорошо. Для меня он – архитектор, поставивший кривую башню. Вы ее видите, эту кривую башню. И создавший очаровательный театр, и написавший пьесы для этого театра, и руками своими делающий кукол. Как можно сказать? Он все.


RadioBlago: Куратор выставок и владелица международной галереи «Восток Запад Арт галерея» Татьяна Палеева призналась в интервью нашей программе, что ей тоже не хватило в экспозиции оригиналов произведений Резо Габриадзе – его кукол, рисунков, керамики. На сообщение о том, что наряду с выставкой запланированы и показы спектаклей Театра марионеток, она ответила следующее.


Татьяна Палеева: Это просто чудесно, это великолепно. Если есть такая возможность, и есть возможность реальные куклы Резо использовать для этих спектаклей, это просто прекрасно. Не каждый придет на спектакли, но многие придут на выставку, большая часть. И хотелось бы здесь (и я их вижу здесь), тем не менее, какую-то часть его реальных объектов увидеть.

Мы должны понимать, что без того искусства, которое реально представляет собой сам автор, художник, сценограф в общем и целом, человек, который придумывает этих кукол, без них самих вот этого ничего бы и не было.


RadioBlago: Известный искусствовед и художественный руководитель Государственного центра современного искусства #Леонид Бажанов согласился дать нашей программе краткий комментарий относительно открывшейся выставки Резо Габриадзе в Музее Москвы. На его взгляд, в каждой из представленных работ мастера наиболее сильна этическая составляющая, что, к сожалению, редко встречается сейчас в искусстве.


Леонид Бажанов: О такой емкой и сильной выставке очень трудно говорить коротко. Здесь каждая отдельная работа достойна серьезного анализа и какой-то серьезной экспликации. И помимо этого сам художник – потрясающая личность. Просто таких на свете – по пальцам. И то, что музей открыл эту выставку в Москве, на мой взгляд, это просто замечательное событие. Это крупнейшее культурное событие за последнее время. Не знаю, будет ли стоять здесь очередь, как на Серова, но надеюсь, что здесь будет другая очередь. Здесь будет очередь людей, любящих искусство. Это не будет ажиотация, косвенно относящаяся к художественному процессу и художественному явлению, а, собственно, к самому искусству и уважению к личности.

Здесь прекрасные рисунки, прекрасная инсталляция, любой из этих даже небольших рисунков может стать предметом целой оперной постановки, или огромной монументальной работы, огромного театрального события, музыкального события… в каждой работе переплетено, все виды искусства как бы раскрывают свои границы, перетекают одно в другое, сопрягаются, и, в конце концов, это сопрягается с невероятно объемным, емким этическим пространством. Вот я думаю, что этическая составляющая здесь, наверное, больше, чем эстетическая. Эстетическая несомненна, она очевидна, но этическая, на мой взгляд, не менее, а может, и более важная для восприятия и переживания зрителем.

Это представление в зрителе провоцируется и инспирируется воспоминания или ощущения человеческого ощущения, нравственного ощущения добра и приоритета добра в контексте всей этой суеты мирской, любой – социальной, политической, любой! И о добре современное искусство мало печется, к сожалению. То ли стесняется, что это что-то архаическое. Но это архаическое в том смысле, что это фундаментальное для человеческого бытия, для человеческого сознания. Я думаю, что это очень важно. И для меня лично это важно, несомненно. Я профессионально занимаюсь таким концептуальным, современным искусством и часто грущу о недостатке вот этого этического компонента, этической составляющей в современном искусстве.


RadioBlago: В один день с выставкой в Музее Москвы открылся еще один важный экспозиционный проект. В Государственном центре современного искусства представили наиболее известных в международном арт-сообществе художников современных направлений. Художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов рассказал нашему корреспонденту, почему посчитал важным успеть и на открытие выставки Резо Габридзе тоже.


Леонид Бажанов: Я считаю, что здесь более важная выставка. И как бы тип выставки иной. К сожалению, нас одолел соблазн такого гламурного коммерческого искусства, а здесь то искусство, к которому обычно современное contemporary art предъявляет претензии как к искусству эстетически педалируемому, то есть коммерчески освоенному. На самом деле, сегодня все наоборот. Мы выставляем там современную коммерцию, а здесь художник преодолевает коммерческие и обывательские соблазны и парит в высотах нравственности. По-моему, это чрезвычайное событие.

Я не очень внимательно посмотрел экспозицию, так что не могу высказывать какое-то свое окончательное суждение, но думаю, что удалось создать вполне убедительную экспозицию. Во всяком случае, каждая проекция, каждая работа цепляет и хочется у нее стоять и рассматривать.


RadioBlago: Искусствовед, преподаватель истории искусств и куратор Лариса Кашук рассказала нашей программе, что ее радует мультимедийное решение выставки Резо Габриадзе в Музее Москвы, ведь современные технологии открывают новые возможности для знакомства с творчеством такого плодовитого и многопланового художника.


Лариса Кашук: Представьте, если бы все графические листочки мы просто бы повесили на стенах и вот эта толпа, которая здесь собралась, попыталась бы осмотреть, это было бы, конечно, плачевное зрелище. Потому что воспринять визуально такие мелкие вещи очень трудно. И то, что их увеличили в масштабе, а главное – они выдерживают этот масштаб. Потому что Резо большой мастер и, действительно, даже мелкие вещи, когда они увеличиваются, не теряются, а наоборот выявляется столько каких-то новых аспектов, поворотов, которые, может быть, в маленьких вещах и не рассмотришь.

И очень важно, что здесь прогоняется практически все творчество. Вот эти сменяющиеся экраны, которые идут и меняются через каждые 2-3 минуты, дают возможность просмотреть ретроспективно его творчество. Потому что если бы его надо было показывать в залах музея, понадобилось бы очень много пространств, помещений и так далее. И здесь, конечно, (не знаю, кто дизайнер), но придумали просто гениально, потому что за очень короткий (за пару часов каких-то), показать вот так подробно ретроспекцию всю, это очень важно, очень интересно, и, безусловно, сюда надо приходить. Потому что художник чрезвычайно многоплановый, разнообразный, который великолепно работал, и в живописи, и в графике, и как кукольник. И такое многообразие всевозможных техник и жанров, и аспектов дает очень много впечатлений. Оно очень красочное, очень оптимистичное. Конечно, в нашем теперешнем мире, где только мы открываем интернет или страницу газеты, или включаем телевизор, и видим бесконечные бомбардировки, войны и так далее, такое творчество внушает нам надежду на будущее.


RadioBlago: Торжественная церемония открытия выставки завершилась небольшой благодарственной речью самого мастера Резо Габриадзе, который специально для встречи с друзьями и преданными зрителями прилетел в Москву из Тбилиси.


Резо Габриадзе: Я счастлив, что вижу родные близкие лица. Мне много приходилось работать в молодости здесь, на Мосфильме. И вот, все, что я рисовал в жизни, вот здесь. Я благодарен московскому правительству, благодарен вам, я понимаю, где мы находимся, это здание – сама культура. И находиться здесь большая честь и большое удовольствие. И большое вам спасибо за то, что вы заинтересовались выставкой. И чтобы вам было всегда хорошо и дома, и чтобы так было всегда, чтобы вот так открыто смотрели друг на друга, и чтобы это продолжалось долго-долго. Ваше здоровье, всем. А остальное все будет хорошо. Спасибо еще раз и спасибо, спасибо, спасибо.


RadioBlago: Произведения Резо Габриадзе можно будет увидеть в Музее Москвы до 20 марта по адресу: Зубовский бульвар, 2. Метро «Парк культуры». Спектакли проходят по будням каждый день в восемь вечера и по два представления в выходные в 17.00 и 20.00. На этом выпуск программы «Время культуры» подошел к концу. До встречи в выставочном зале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: