Время культуры
Время культуры

меню

Скульптор Александр Колдер

4812

Сегодня мы расскажем вам о выставке известного американского скульптора Александра Колдера, работы которого представлены в Пушкинском музее в Москве . Пионер кинетического искусства, именно он сделал скульптуру движущейся и проницаемой, можно сказать — продолжил и реализовал идеи русских конструктивистов. Свои трехмерные работы он называл просто «объектами» и лишь благодаря французскому сюрреалисту Марселю Дюшану подвижные произведения Колдера получили название «мобили».

Потомственный скульптор Александр Колдер получил инженерное образование в Америке и затем уехал в Париж в 20-е годы прошлого столетия. Он прославился созданными из проволоки композициями в пространстве — словно двухмерный рисунок сошел с листа в выставочный зал. По мере того, как развивалась творческая мысль Колдера его работы становились все более подвижными — в начале от механического воздействия и небольшого моторчика, затем — от легкого дуновения ветерка или дыхания посетителей. Космическое равновесие, к которому всю жизнь стремился скульптор в своем творчестве, представлено на выставке в Музее имени Пушкина в более чем 50 работах мастера.

Произведения Александра Колдера хранятся в ведущих музеях и собраниях мира, но в России практически не представлены. Оттого подготовка столь уникальной для нашей страны экспозиции оказалась увлекательной и неожиданной даже для экспертов. Александра Данилова, куратор-хранитель выставки и заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки 19-20 веков рассказала нашему корреспонденту о том, как шла работа по подготовке экспозиции.


Александра Данилова: Вы смотрите на эти вещи и вы видите какие-то странные предметы, кружочки, закрепленные на проволочках, которые вращаются, вращаются очень красиво, вращаются занимательно, вам интересно это рассматривать, вам интересно, что будет дальше. Вообще, Колдер настаивает на такой какой-то спонтанности в своем искусстве, когда вы не можете предугадать, чем это все закончиться. И даже когда вы смотрите на этот объект, даже не зная, что он сделан под впечатлением посещения Парижского планетария, вы вдруг увидите там Лну и Солнце, которые вращаются вокруг земли, какие-то маленькие планеты, которые попадают в сферу их влияния, то есть, Колдер в принципе.. поскольку он мастер абстрактной скульптуры, в этом одна из наверное, опасностей, и с другой стороны бесконечной возможности абстракции, которую можно очень по-разному интерпретировать, очень по-разному понимать. В Этом смысле работы Колдера действительно допускают разные толкования. Вот от каких-то таких глобально-космических, до каких-то таких очень милых, игровых, цирковых и совсем таких прозаических.

- Над выставкой действительно было работать очень интересно. И это действительно удивительная возможность впервые, что называется, лично соприкоснуться с творчеством этого художника, потому что, конечно, его произведения есть во многих известных коллекциях. Например, впервые мы получили возможность посмотреть на проволочные скульптуры. И самое главное, когда ты видишь эти работы на картинках, в музейной витрине, ты очень много не понимаешь, ты не ощущаешь вот эту магию движения, которая всегда присутствует у Колдера, даже в таких простых и казалось бы статичных вещах.


RadioBlago: Выставка, созданная в тесном сотрудничестве с Фондом Колдера в Нью-Йорке, представлена в Главном здании музея имени Пушкина. В так называемом Розовом зале с колоннами расположились абстрактные невесомые и легкие работы художника. В возникающем диалоге классики и модернизма нет противоречий, считает Александра Данилова.


Александра Данилова: В этом нет ничего удивительного в том, что Колдер органично вписывается в эту архитектуру, потому что в творчестве нет никакой антитезе классическому искусству. Он говорит о тех же самых вещах, о которых говорили его дед скульптор, его отец скульптор, он просто говорит об этом немного на другом языке, на языке современного искусства. Его интересуют те же самые проблемы жизни и смерти, мироустройства, космических законов, которые интересуют всех классических художников, скульпторов и вообще таких мастеров 18-19-го веков и наверное еще и египетских. Просто он говорит об этом таким очень современным языком абстрактного искусства, который с одной стороны позволяет вывести эти проблемы на совершенно иной уровень, с другой — он больше понятен и больше адекватен современному зрителю. Поэтому присутствие Колдера в таком неоклассическом интерьере не выглядит борьбой, в этом нет никакого антагонизме, в этом есть продолжение традиций, собственно, о которой и говорил сам Александр Колдер.


RadioBlago: Скульптуры Колдера — из проволоки и метала, либо выполненные из консервных банок — создают дополнительный объем в пространстве. Они соразмерны зрителю и наполнены магией движения. И при этом следуют законам Вселенной.


Александра Данилова: Абстракция и даже антропоморфность — это не противоречащие друг другу свойства. Собственно, об этом много пишет в своей книге, посвященной скульптуре 20го века такая знаменита американская исследовательница Розалинда Краусс, когда она говорит о том, что собственно мобили — это очень интересные такие существа, потому что это множественность точек соединения, которую порой использует Колдер, то если вы посмотрите, то каждая эта часть — она как бы вращается вокруг своей оси и в результате вы ощущаете этот мобиль не так плоский а вы ощущаете его как некую объемную форму. И вот это как раз. Более того, эта форма не просто объемна, она еще и соразмерна человеку. Для Колдера вот очень важна вот эта идея соразмерности, антропоморфности, музыкальности, поэтичности. И вы действительно ощущаете, вы этот мобиль ощущаете не как холодный, какой-то инертный предмет, а вы его ощущаете, как такое живое существо, которое живет где-то рядом с вами, и как раз Краусс очень много говорит о неких таких виртуальных телах. И вот об этом антропоморфном измерении, которое существует у Колдера, потому что его мобили подобны человеку, они соразмерны ему и они абсолютно гармоничны в своей основе.


RadioBlago: Влияние Александра Колдера на развитие искусства ХХ века сложно переоценить. При этом в отличие от своих коллег во Франции и Америке он никогда не был теоретиком искусства. Не в пример многим художникам, идеологам новых течений Колдер не писал трактаты. И создавая абстрактные произведения, лишь для упрощения понимания давал им названия животных и предметов.


Александра Данилова: Вообще, Колдер был очень неразговорчивый. Он очень не любил говорить и говорил, что есть критики и искусствоведы, которые все должны сделать за него. И вот нужно сказать, что его друзья, художники, философы, они очень охотно откликались на эту просьбу. И есть замечательные статьи, которые были написаны Жюлем Паскином, Жаном-Полем Сартром для каталогов выставок Колдера, которые не всегда однозначно принимались публикой и критикой. Но всегда вызывали интерес. И конечно публике нужно было время для того, чтобы смириться с теми радикальными формами высказывания, будь то проволочная скульптура или мобиль, которые предлагал Колдер. С другой стороны, проходило несколько лет и эти произведения действительно становились такой настоящей сенсацией, находились огромное количество поклонников. И собственно влияние, наверное, на развитие искусства 40-х, 50-х, 60-х годов, его просто невозможно переоценить.

- Вот это такая парадоксальная личность для искусства ХХ века такого молчаливого художника, который занят искусством и очень не любит о нем высказываться. То есть, единственное, что о нем сохранилось, сохранились его дневники, где может быть можно найти какие-то ремарки, может быть объяснения, пояснения Колдера к его работам. Но это собственно такие скорее личные биографические записи. И кстати говоря, фонд Колдера занимается изучением наследия Колдера, текстов, которые существуют об этом прекрасном художнике. И одна из самых таких исчерпывающих подборок различного рода текстов, она представлена на сайте фонда Колдера и ей всегда можно воспользоваться.


RadioBlago: Выставку работ основоположника кинетической скульптуры в Москву привез президент фонда Колдера и внук художника Александр Ровер. Он подтвердил журналистам, что его легендарный дед бы человеком серьезным и временами даже суровым. Больше всего мастер не любил, когда кто-то прикасался к его работам в процессе их создания.


Александр Ровер : My grandfather worked all the time, everyday, 7 days a week he was ready to working. I think, if he didn't work, he wouldn't know, what to do. So he liked to work all the time. He always worked by himself, he never had an assistant. All this works were made on hands, he believed in the energy coming from his hand, life force at the other hand. So he didn't want a have other people with the making this works. He was very serious, he was very angry sometimes. You see him in a movie, and you see him in photographs being silly, but he wasn't like that at all. That was just what he did for the camera, but in the real life he was very-very focused and very dedicated.

- Дедушка работал каждый день, 7 дней в неделю. И я думаю, что он это делал, потому что он просто не знал, чем себя занять, если не работать. И поэтому он работал постоянно. В мастерской он всегда работал один. Поскольку он верил, что энергия передается через руки и он верил, что ему дается энергия свыше. И поэтому он не хотел, чтобы кто -либо трогал какие-то объекты, которые он создает. У него не было ассистентов. И в принципе можно сказать, что он был очень серьезный и суровый человек. На видео вы можете его увидеть он такой веселый и смешной, но он это делает больше на камеру. А в жизни он был очень серьезным и сфокусированным на деле человеком.


RadioBlago: На выставке в Москве можно проследить все этапы формирования авторского стиля Александра Колдера — показаны работы, созданные с 20-х по 70-е годы прошлого столетия. Полувековой отрезок времени стал очень плодотворным для самого автора и поворотным в судьбе новейшего искусства. Об этом рассказала куратор-хранитель выставки, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков Наталья Кортунова.


Наталья Кортунова: Он прежде всего становится первым художником, который начинает использовать такой не традиционный материал, как проволока, и создает такие трехмерные рисунки в пространстве с помощью этой проволоки. И он является, как говорят, гениальным изобретателем мобилей. То есть, скульптур, которые движутся сами по себе. И в его творчестве скульптура, которая всегда была олицетворением какого-то массива, чего-то статичного, она поднимается вверх и практически теряет связь с какими-либо законами земного притяжения. Она начинает двигаться и для зрителя, конечно, дает огромные возможности интерпретировать вот эти произведения. И вот это действительно одна из его заслуг. Прежде всего это проволочные скульптуры и введение живого движения в свое творчество. Кроме того, он еще использует и звук очень часто в своих мобилях, уже в послевоенные мобилях, в 50-е он создает целую серию так называемых гонгов, то есть это мобили, части которых представляют собой металлические диски и пять же под влиянием потоков воздуха, под влиянием движения, об них ударяются молоточки и они как китайские колокольчики издают тончайший звук. И тоже это вот дело случая, услышим мы это или не услышим на нашей выставке. Надо приходить, смотреть, любоваться. И может быть действительно каждому зрителю это искусство откроется. Как Жан-Поль Сартр говорил: «мобили — это маленький личный праздник». Вот очень хочется, чтобы для каждого нашего зрителя творчество Колдера стало маленьким личным праздником.


RadioBlago: Впервые зрители в нашей стране познакомились с работами Колдера на Американской национальной выставке в Сокольниках в 1959-м году. Тогда творчество мастера было представлено лишь двумя объектами — «большой черный московский мобиль» и «семиногое существо». На следующий год после проведения выставки в Москве была создана группа «Движение». Участники этого коллектива называли себя «русскими кинетами».


Наталья Кортунова: Конечно, механическое движение впервые ввели русские конструктивисты. И прежде всего те скульпторы, которых на западе называют русскими конструктивистами. Это Наум Габо и Антуан Певзнер. И тоже такой момент, что Колдер в одном письме к одному их исследователей искусства пишет о том, что мой друг Ильон рассказал мне, что вы проводите параллель между моим творчеством и творчеством русских конструктивистов. Вы знаете, я впервые об этом слышу. Хотя у меня есть ощущение, что он немного лукавил, поскольку конечно, когда он в 20-е годы, 30-е годы подолгу жил в Париже, он просто не мог не знать того же Антуана Певзнера, не знать, чем они с братом занимались в начале 20-х годов, живя тогда еще в России. Но конечно, он действительно становится первым мастером, который вводит живое движение в скульптуру, а не механическое. Вот это действительно его великая заслуга перед искусством. Вот моя коллега Александра Данилова в каталоге, который мы выпустили к выставке, в своей статье как раз пишет о том, что известная группа «Движение» действительно возникает практически через год после вот этой американской выставки. И что конечно, подспудно Колдер скорее всего на них повлиял и одно из их утверждений было «инженер что-то сделал прекрасного», а Колдер действительно был инженером по образованию, то есть это такая перекличка между творчеством Колдера и тем, что возникает и в послевоенном искусстве уже в советское время.


RadioBlago: Пушкинский музей подготовил широкую образовательную программу, которая будет проходить параллельно выставке. Экскурсии, лекции, встречи с кураторами. В одном из залов музея идет показ трех документальных фильмов, снятых в первой половине 20-го века о жизни и творчестве Колдера.


Наталья Кортунова: Во-первых, это конечно, имя очень известное на западе и действительно один из ведущих мастеров скульптуры в ХХ веке. На самом деле его работы у нас показывались, но не очень часто. Вот в 1959 году два его произведения показывались в составе Американской выставки в парке Сокольники. И тогда они конечно неизгладимое впечатление на публику произвели. И несколько его работ показывались в составе коллекции Помпиду, которая делал выставку здесь, у нас. И сейчас у нас, конечно, выпала такая счастливая возможность увидеть творчество Колдера во всей его широте, потому что действительно мастер очень именитый и нам как специалистам безумно интересно и безумно приятно было работать с таким материалом и представлять его публике. И опять же довольно непростое искусство для понимания. И все время хочется еще и рассказать, что же стоит за этим искусством. И тоже вот одна из целей, как нашей, так и фонда Колдера, который нам предоставил возможность показать эту выставку в стенах музея.

- Мы планируем делать летний лекторий, на свежем воздухе, где мы будем рассказывать об искусстве 20-го века, о людях, близких Колдеру, о кинетической скульптуре, об американском искусстве и так далее. Так же мы будем проводить еженедельно по две сборные экскурсии, то есть, все желающие, которые придут на выставку, купят билет, смогут послушать экскурсию по нашей выставке.

- Сейчас у нас не очень простые отношения по обмену культурными ценностями с Америкой. И поскольку фонд частный, он, конечно, может сам распоряжаться своим имуществом. И вот действительно, это счастливая возможность, что они решились показать свои произведения в нашем музее. Потому что сейчас мы к сожалению из Америки практически не получаем никаких экспонатов на выставки и сами свои экспонаты тоже не можем у них экспонировать. Но мы надеемся, что мы совершим такой определенный толчок в развитии, опять в возобновлении отношений между Россией и Америкой в области обмена между музеями.


RadioBlago: При том, что ретроспективная выставка Александра Колдера в Москве показана впервые, российский зритель скорее всего почувствует себя подготовленным. Огромные статичные конструкции Колдера - «стабили» - украшают здания музеев, культурных и бизнес-центров по всему миру и возможно посетители узнают некоторые из них.


Наталья Кортунова: У нас такой зритель сейчас образованный, который в большом своем количестве видел это за рубежом. Потому что работы Колдера стоят на открытом пространстве во многих городах и в ландшафтах. То есть, действительно, сейчас многих зрителей пойдет процесс узнавания — я это где-то видел. И теперь они будут понимать, кто это и что это, кого они видели в других местах. Нам бы, конечно, очень хотелось, чтобы эта выставка привлекла как можно большее количество зрителей. Нам хочется, действительно, поделиться не только радостью, но и знаниями об этом художнике. И показать нашему зрителю, что абстрактное искусство может быть понятным, может быть доступным и действительно, этот мастер, который был всегда широко открыт навстречу зрителю. И вот одна из его идей, которую мы, к сожалению, в музее не можем воплотить, это то, что если скульптура, если стабили позволяют по масштабу, то зритель должен проходить под ними, вокруг них и даже на них забираться, чтобы полностью прочувствовать это произведение. То есть, он действительно был открыт любому человеку, чтобы человек каждый мог осознать его искусство, как-то пропустить его через себя.


RadioBlago: Ретроспективная выставка Александра Колдера будет идти в Пушкинском музее до 30 августа. Экспозиция расположена в главном здании по адресу: Москва, улица Волхонка, 12. Подробнее о событиях образовательного блока можно узнать на официальном сайте. На этом программа «Время культуры» подошла к концу. До встречи в выставочном зале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: