Время культуры
Время культуры

меню

Сопрано Яна Иванилова. Песни на стихи И.Бродского

3939

В нашей передаче прозвучит II отделение концерта Яны Иваниловой.

Заслуженная артистка России Яна Иванилова — одна из самых востребованных российских камерных певиц. После окончания Российской Академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Валентины Левко) продолжила совершенствовать своё мастерство в классе Нины Дорлиак в аспирантуре Московской консерватории. Стажировалась в Вене у профессора Вамзер (сольное пение) и Берне (музыкальная стилистика) и в Монреале у Мари Девалюи.

«У Яны Иваниловой красивое, сильное и гибкое сопрано, которому подвластны и яркие краски, и нежные полутона.

Она уверенно чувствует себя во всех регистрах, а совершенная техника позволяет ей сосредотачивать все внимание на создании различных художественных образов – от трагического до согретого теплым юмором».


Пожалуй, из современных певиц Яна Иванилова обладает самым обширным репертуаром — ей подвластны все стили и эпохи. Особо важным в творчестве Иваниловой является камерное музицирование: именно такую программу она представила в Коломне на творческом вечере. Слово Яне Иваниловой.


Яна Иванилова: Продолжает наш концерт еще один уникальный цикл. Композитора Бориса Чайковского. Он родился в 1925 году, умер в 1996 году. Это уникальный композитор, один из крупнейших композиторов XX века, ученик Н. Мясковского, В. Шабалина и Д. Шостаковича. У Л. Оборина учился на фортепьяно. Композитор со своим ярким языком, непростым, вы сейчас это услышите в цикле «Четыре стихотворения Бродского», написанных в 1965 году. Чтобы оценить момент написания... В 1964 году И. Бродский три месяца провел в психбольнице и приговорен был за тунеядство, этапирован с уголовниками в Архангельскую область. Было ему 23 года. В 1972 году его выслали. Борис Чайковский - личность была удивительно цельная, человек высокой чести. Он родился в семье московской интеллигенции. И для него вопросы чести были очень важны. Этот цикл он написал «в стол», потому-что вы понимаете, он не мог исполняться.

Здесь четыре стихотворения. Первое стихотворение – сложное. Так как я сама долго пыталась разобраться, как мне эти стихи трактовать, я поняла, что здесь речь идет о зависти, речь идет о проблеме Моцарта и Сальери. Диалог такой, мистический диалог. Стихотворение называются так: первое – «Диалог». Второе – «Лирика». Третье – «Прощай, позабудь». И четвертое – «Стансы».


Диалог

«Там он лежит, на склоне.

Ветер повсюду снует.

В каждой дубовой кроне

сотня ворон поет».

«Где он лежит, не слышу.

Листва шуршит на ветру.

Что ты сказал про крышу,

слов я не разберу».

«В кронах, сказал я, в кронах

темные птицы кричат.

Слетают с небесных тронов

сотни его внучат».

«Но разве он был вороной:

ветер смеется во тьму.

Что ты сказал о коронах,

слов твоих не пойму».

«Прятал свои усилья

он в темноте ночной.

Все, что он сделал: крылья

птице черной одной».

«Ветер мешает мне, ветер.

Уйми его, Боже, уйми.

Что же он делал на свете,

если он был с людьми».

«Листьев задумчивый лепет,

а он лежит не дыша.

Видишь облако в небе,

это его душа».

«Теперь я тебя понимаю:

ушел, улетел он в ночь.

Теперь он лежит, обнимая

корни дубовых рощ».

«Крышу я делаю, крышу

из густой дубовой листвы.

Лежит он озера тише,

ниже всякой травы.

Его я венчаю мглою.

Корона ему под стать».

«Как ему там под землею».

«Так, что уже не встать.

Там он лежит с короной,

там я его забыл».

«Неужто он был вороной».

«Птицей, птицей он был».

6 июня 1962


Лирика
О. Б.

Через два года
высохнут акации,
упадут акции,
поднимутся налоги.
Через два года
увеличится радиация.
Через два года.
Через два года.
Через два года
истреплются костюмы,
перемелем истины,
переменим моды.
Через два года
износятся юноши.
Через два года.
Через два года.
Через два года
поломаю шею,
поломаю руки,
разобью морду.
Через два года
мы с тобой поженимся.
Через два года.
Через два года.

1959


Стансы

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду,
между выцветших линий
на асфальт упаду.

И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
– До свиданья, дружок!

И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
– словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.

1962 г.


«Прощай, позабудь …»

Прощай,
позабудь
и не обессудь.
А письма сожги,
как мост.
Да будет мужественным
твой путь,
да будет он прям
и прост.
Да будет во мгле
для тебя гореть
звёздная мишура,
да будет надежда
ладони греть
у твоего костра.
Да будут метели,
снега, дожди
и бешеный рёв огня,
да будет удач у тебя впереди
больше, чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
бой,
гремящий в твоей груди.

Я счастлив за тех,
которым с тобой,
может быть,
по пути.

1957


Сейчас будут звучать русские народные песни в обработках или придуманные композиторами. Так как эта тема исчезла из нашей жизни, я решила ее поднять. Потому что русских народных песен явно в жизни не хватает. Так как, можно сказать, это на генном уровне память народа, она необходима. Сейчас прозвучат две песни Сергея Прокофьева «Зеленая рощица» и «Снежки белые».


Теперь прозвучат песни, сочиненные Рынгольдом Глиэром. Немножко я о нем расскажу, потому что мало, кто его знает. Родился в Киеве. Отец был мастер музыкальных инструментов. Уже во взрослом возрасте принял подданство Российской Империи. В 1900-х годах закончил консерваторию. Учился у Танеева, Аренского и Ипполитова-Иванова. Интересно высказывания Танеева, дописанные Аренским: «Никто у меня так много не работал в классе как Глиэр». Он очень был работоспособный человек. И С. Прокофьев писал, что как-то так выходит, что кого композиторов не спросишь, он оказывается учеником Глиэра или прямым, или внучатым. Вот очень много преподавал в консерватории. Давал частные уроки и Мясковскому, и Прокофьеву. Он сам: «В Киеве я родился, в Москве увидел свет духовной и свет сердца». И вообще, он русскую культуру воспринимал близко к сердцу . Третью симфония у него называется «Илья Муромец». В числе учеников его и Хачатурян. Посмотрите, какие чудеснейшие песни он написал. Сначала прозвучит песня «Дуют ветры», потом песня «Коль любить, так без рассудка», если вы знаете, замечательный фильм «Приходите завтра», там поет ее Фрося Бурлакова. И третья песня «Сладко пел душа-соловушка». «Дуют ветры» - слова Кольцова, «Коль любить…» - А.К.Толстой, «Сладко пел душа-соловушка» - Мерзляков.


Глиэр был лауреат трех Сталинских премий. А сейчас у нас будет лауреат четырех сталинских премий - Николай Голованов. Это имя сильно забытое, и это большая трагедия нашей культуры, потому что Большой театр был великим во многом благодаря заслуге этого уникального дирижера. Он был дирижер не только в Большом театре, и в Большом симфоническом оркестре, филармоническом. Он создал оркестр, который ныне оркестр имени П.И. Чайковского. Это был уникальный музыкант. Был мужем великой Надежды Неждановой. Все оставил нашему государству. Есть Музей его имени. Все ноты в прекрасном состоянии - ничего не издано, ни духовные его произведения, они великолепны. Он был очень верующим человеком и за это во многом страдал. В 1919 году начал работать в 1928 выгнали. В 1930-м начал, в 1936 выгнали, в 1948 опять принялся работать, в 1953 выгнали. Сердце его не выдержало, и он скончался. Он окончил Московскую государственную консерваторию с золотой медалью, как и С. Рахманинов. И романсы его, по-моему, более 150, все лежат не исполняемые. Надо будет нам сделать вечер Николая Голованова, чтобы у вас была возможность послушать его музыку. В общем, это своя целая планета такая музыкальная. Вот такая неожиданная у нас сегодня программа.



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: