Время культуры
Время культуры

меню

Татьяна Гринденко и ансамбль «Академия стариной музыки»

5924

Сегодня в нашей программе прозвучит концерт, который состоялся на днях в Коломне. 13 декабря при участии Музея Органической Культуры состоялось выступление ансамбля «Академия старинной музыки». Художественный руководитель Народная артистка России, лауреат международных конкурсов Татьяна Гринденко. (Татьяна Тихоновна Гринденко — российская скрипачка. Заслуженная артистка РСФСР. Народная артистка Российской Федерации.)

Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» был создан в 1982 году известной скрипачкой Татьяной Гринденко. Пять лет спустя «Академия» вошла в состав Московской филармонии. С первых же выступлений музыканты показали себя коллективом универсальных возможностей, способным решать самые сложные и разнообразные исполнительские и творческие задачи. Они были пионерами традиции аутентичного исполнительства старинной музыки в нашей стране. И до сих пор остаются верны этой манере.

Начиная c 1990-х годов репертуар «Академии» обогащается написанными специально для ансамбля Татьяны Гринденко сочинениями Мартынова, Соколова, Бакши и других современных композиторов, увидевших в творчестве коллектива возможности для воплощения своих оригинальных замыслов.

Выступления во многих странах мира, участие и победы в престижных международных конкурсах и фестивалях, сотрудничество с музыкантами первой величины принесли ансамблю мировую славу.

За несколько часов до выступления в Коломне музыканты посетили новую экспозицию Музея Органической Культуры, под эгидой которого и был организован концерт в нашем городе. После экскурсии Татьяна Гринденко поделилась с корреспондентом радио Благо своими впечатлениями от увиденного. Слово Татьяне Гринденко.


Татьяна Гринденко: Это настолько потрясающее все отдельно взятое. В общем, получилось, к сожалению, что у нас было все три часа, но вообще у нас есть такая идея приехать дня на два, потому что среди каждой из этих выставок хочется просто пожить. Вот, просто, реально пожить. Поэтому это счастье, что это здесь есть, и несчастье, что этого не видит Москва, Петербург, понимаете? Какие-нибудь другие города. Это, просто, несчастье. Потому что в таком виде, как это все сделано и как это все развешено, какие потолки, какой пол, какой фон, вы знаете, это все настолько продумано, столько здесь любви и понимания, что слов нет.

Понимаете, настоящее искусство оно не литературно. То, что мы сегодня видели на выставках — наивное искусство, это понятно, они там пишут свои подписи. Но все равно, это ничего не значит, оно все вопросы состояний, детской открытости, впускания в себя мира. Знаете, вот Органическая культура есть понятие. Органическое соединение с миром и любовь к нему. Это все там есть, это страшно приятно. Понимаете, сегодня я говорила почему, что это может быть продолжением, потому что Настоящее искусство оно в принципе не имеет никаких практических целей. Вот это очень важно. И вот в этом есть его анти-литературность. Никакого содержания при абсолютной глубине. Вы же не будете говорить, что небо бессодержательно. И не будете объяснять его глубину тем, что оно здесь темнее там светлее. Это все глупости, да? Вы вот входите. И если человек открыт, он это понимает.


RadioBlago: «Рыцари служения делу искусства» - так назван выставочный проект к пятилетию Музея Органической Культуры. В новом доме Музея традиции по улице Казакова в центре Коломенского Кремля теперь находится галерея «Dima» с постоянной экспозицией работ художника Дмитрия Ракитина и выставка «Художники, наивно увидевшие окружающий мир», состоящая из произведений наивной живописи. Там же, в инсталляции «Барак» скульптора Андрея Красулина, можно увидеть выставку его работ «Бронза о Мандельштаме». И завершает проект масштабная ретроспектива произведений художника Андрея Красулина под названием «Боковое зрение». В нескольких залах собрано около 120 работ, в числе которых живопись, графика и скульптура признанного мастера. Есть здесь и легендарные табуреты, и «разноцветные доски», и синодики, и совсем новые пространственные композиции.

Татьяна Гринденко внимательно познакомилась со всеми перечисленными выставками и рассказала нам, какими увидела художников Диму Ракитина и Андрея Красулина. Слово Татьяне Гринденко.


Татьяна Гринденко: Дима это вообще открытие для меня. Нет-нет, никогда...

Вы знаете, что у него... я бы так не сказала «детско-взрослый» .., у него какой-то очень искренний... в нем какой-то огонь настоящий сидит. Это просто потрясающе. На меня огромное впечатление произвело. У него большая глубина и свежесть. Есть такой композитор Брамс, вы, конечно, все знаете. И, когда я была в школе, мне казалось, что он такой очень серьезный, взрослый. Потом, когда стала его сама искать, у меня было всегда ощущение такое, что это как будто написано 18-19-летним юношей, но почему-то очень хорошо и очень все глубоко. Вот эта такая вот искренность, огненность, чистота и огромный все-таки романтизм, который уже, наверное, уже не детский, но чувство, с которым это написано, оно абсолютно юношеское. Это вот настоящие люди. Настоящие люди, они, наверное, вот такие все. Пронзительные.

Красулин - это вообще... Я его знала, но в таком виде и в таком количестве я вообще никогда не видела. Это настолько потрясающе. Такой взрослый, взросло-детский человек. Но это с такой пронзительностью... Это совершенно невероятно. Я уже не говорю о других... Эта керамике, это невероятно! Там вообще все... Просто невероятно. Хочется приехать и пожить. Оттуда не хотелось уходить. Так хотелось в буквальном смысле — поставить стол, попить чай, чтобы все это смотреть-смотреть, чтобы оно входило вот так вот.


RadioBlago: Концерт «Академии старинной музыки» (художественный руководитель Татьяна Гринденко), состоял из двух отделений. В первом прозвучали «Фантазии» английского композитора эпохи барокко Генри Пёрселла. Перед выступлением Татьяна Гринденко рассказала слушателям, какую роль в развитии европейской музыки сыграл этот автор.


Татьяна Гринденко: Мы будем играть сегодня музыку совершенно разную, но в принципе посвященную одному. Мы сегодня были на совершенно невероятных, потрясающих выставках, и большое спасибо за такую работу среди нас, человеков, и хочу сказать, что то, что мы сегодня играем, это на наш взгляд практически повторение. Не повторение, конечно, но о том же.

Первое отделение - это будет композитор Пёрселл, английский композитор, совершенно гениальный, который определил с некоторых пор всю английскую музыку вплоть до Билтзев, которые корнями в Пёрселле. И вот это очень важно. Годы его жизни 1659-1695-й. Во время его жизни произошли невероятные изменения в устройстве музыкальной культуры Англии. Появились большие, уже почти что нашего времени оркестры, исчезли виолы, исчезла вот эта концертная музыка. И вдруг он вместо того, чтобы писать музыку, которая бы соответствовала вкусам двора, он пишет музыку совершенно другую. Он пишет несколько циклов фантазий для виол. Причем в них также входит в цикл фантазии, которые называются Инномены — это такая форма на определенный бас и переводится как «Во Имя Господне». Вот вы услышите и такую фантазию тоже. Что можно еще сказать о Пёрселле? Он был настоящий искусник. И человек какого-то особенного такого вкуса. Потому что, можете себе представить, он определил всю отечественную музыку до нашего времени. Что сказать о фантазиях только коротко. Эту музыку в его время скорее всего не играли, потому что не было виол. Но что он, и вот музыковеды предписывают их исполнению. Он пишет — это фантазия, первая половина 17 века, это пьеса, предполагающая некое эмоциональное волнение, освобождающее музыку от необходимости иметь определенную практическую цель. Мне кажется, это такое искусство в чистом виде. И ничего более великого и чистого не может быть, хотя бы по намерениям.


RadioBlago: Ансамбль «Академия старинной музыки» исполнил три «Фантазии» Генри Пёрселла: для трех голосов, для четырех и для шести. Художественный руководитель коллектива Народная артистка России Татьяна Гринденко.

Во втором отделении прозвучало произведение современного нидерландского композитора Симеона тен Хольта «Палимпсест». Татьяна Гринденко рассказала зрителям о значении этого слова. Обычно под ним понимают изображение, которое было наложено поверх предыдущего. Например, новая рукопись на пергаменте взамен смытого текста. Или одно живописное произведение, под которым сохранилось другое, и оно просвечивает. Татьяна Гринденко подчеркнула, что Палимпсест - это по сути взаимодействие одного изображения с другим на общем пространстве холста.

По мнению Татьяны Гринденко, минималистское сочинение тен Хольта вполне соответствует фантазиям Пёрселла, потому что тоже прекрасно само по себе и не имеет никаких практических целей.

В ближайший час на радио Благо прозвучит произведение Симеона тен Хольта «Палимпсест» в исполнении ансамбля «Академия старинной музыки». Художественный руководитель Народная артистка России Татьяна Гринденко.

На этом программа «Время культуры» подошла к концу.

До встречи в концертном зале!

Послушать произведения в исполнении ансамбля «Академия старинной музыки» и Татьяны Гринденко можно в архиве mp3

Татьяна Гринденко и ансамбля «Академия старинной музыки» на видео канале Музея Органической Культуры.

Несколько слов о сюите “Дети Выдры” - ансамбль «Opus Posth» под управлением Татьяны Гринденко.

Татьяна Гринденко и ансамбля «Академия старинной музыки». Альбан Берг. "Памяти Ангела" (видеофайл)



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: