Время культуры
Время культуры

меню

Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения

6502

Cегодня мы расскажем вам о грандиозной выставке к 150-летию Валентина Серова, которую представила Третьяковская галерея на Крымском валу. За первую неделю работы выставки, ее посетило более 25 тысяч человек — по словам организаторов, это абсолютный рекорд за все время существования музея.

Валентин Александрович Серов — один из самых любимых и знакомых с детства художников — представлен на монографической выставке во всей красе. Три этажа здания Третьяковской галереи на Крымском валу отданы под работы великого мастера — более 250 живописных и графических произведений из 25 российских и 4 зарубежных музеев. Среди представленных собраний на первом месте безусловно стоит Третьяковская галерея, Русский музей и Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Затем следуют Национальная галерея Армении, Художественный музей Белоруссии, Музей Орсэ в Париже, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии в Копенгагене и другие государственные и частные коллекции.

Юбилейная выставка Серова нацелена на то, чтобы подчеркнуть исключительную одаренность художника как в живописи, так и в графике. Потому экспозиция условно разделена на две части. Но по словам организаторов, великий мастер стремился соединить в своем творчестве оба начала. Подробнее о том, как построена сюжетная линия выставки рассказала заведующая отделом графики Третьяковской галереи Ирина Шуманова.


Ирина Шуманова: Взаимодействие живописи и графики — это основная драматургическая линия этой выставки, основная ее интрига и может быть даже парадокс, провокация, я бы так сказала. Видя тот шквал эмоций, который отразился на ваших лицах, когда вы увидели живописный раздел выставки, мы вас не торопили, у выставки еще два этажа. И там вас ждет много сюрпризов. Мы разделили выставку как бы на два раздела — живописный и графический, не только от того, что они требуют особенного, разного режима экспонирования, не только потому что Серов был в графике может быть больше, чем в живописи, как писали его современники. Но еще и потому что как нам кажется, сейчас мы можем говорить об особом, действительно, взаимодействии живописи и графики у Серова, рисунка и живописи, и о создании в его творчестве определенной какой-то пограничной зоны, которая обогащена и средствами живописи, и средствами графики. Он одинаково владеет этими двумя языками, соединяя их между собой, и обогащая каждый из видов искусства. И в живописи начинает играть плоскость, контур, и та условность характеристик, которая характерна может быть для графики.

И заканчивается выставка портретом Иды Рубенштейн, созданный в живописной технике, он тем не мене являет соединение вот этих двух начал у Серова. И он собирает в себе все драматургические линии выставки — и парадного портрета, и театрального портрета, и работы с натурой, и вообще театра Серова, и античности.

И конечно, нам кажется, что эта выставка дает нам возможность понять истинный масштаб Серова, его значение для русской культуры.


RADIO BLAGO : Произведения Валентина Серова в столь полном объеме не выставлялись уже более четверти века. И по словам директора Третьяковской галерее Зельфиры Трегуловой, молодой зритель будет приятно удивлен тому, каким современным и глубоким предстанет классик.


Зельфира Трегулова: Третьяковская галерея работала над этой выставкой очень долго. И эта выставка рождалась непросто. У нас были очень серьезные споры. Мы старались найти какие-то очень современные ходы, и в дизайне выставки, и в распределении всего этого невероятного богатейшего материала по экспозиции так, чтобы зрители, приходящие на выставку, действительно поняли, что это невероятный художник, что в конце 19го — начале 20го века трудно найти более сильную, более значимую, более знаковую фигуру. Что это художник, сам тип творческой личности которого предвосхищал психологию мастеров 20го века. Это художник, который страстно стремился к идеалу. И вы видите, стоя перед каждой работой, что каждое произведение на выставке, это шедевр. Речь ли идет об огромном парадном портрете, либо о небольшом пейзажном этюде.

Мы хотели бы чтобы этот художник нашел дорогу к умам и сердцам современного зрителя. Мои коллеги уже об этом говорили, но я вас призываю и к тому, чтобы проходя по выставке, вы действительно останавливались перед этими произведениями и вступали с ними в диалог. Это очень сильное, очень глубокое, очень современное искусство. И нам очень хотелось бы, чтобы зрители сегодня поняли и оценили, что об этом художнике можно сказать примерно так, как говорят о Пушкине — это наше все!


RADIO BLAGO : Валентину Серову выпало жить на переломе 19-го и 20-го веков. Возможно, этим обусловлена такая стремительная эволюция живописца — всего за два десятилетия он синтезировал в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров и новаторство современных художников, предвосхитив развитие стиля модерн и появление авангарда в России. Об этой поистине гениальной особенности Серова рассказала куратор выставки Ольга Атрощенко.


Ольга Атрощенко: Понимаете, все же у нас постепенно развивается, мы не можем перепрыгнуть на какую-то через эту... так предвосхитить и сразу сделать рывок — в искусстве или науке, в любой сфере. А обычно человек работает в традиции. А Серов как раз вот относится к гениям, мне кажется. Видите, он никогда не останавливался на достигнутом. Он всегда шел дальше. И если даже это достигнутое нравилось, ему приносило славу. Но его это не удовлетворяло. Ему надо было идти дальше-дальше.. Вот пока он не упал, завязывая шнурок на своем ботинке. И он спешил идти на сеанс — должна была портретировать княгиня Щербатова. Он писал вот этот портрет, который так и остался незавершенным. И вот буквально на ходу он умер от приступа сердечного.


RADIO BLAGO : Эмблемой выставки стало знаменитое полотно - «Девочка с песиками», портрет Веры Саввишны Мамонтовой, написанный в 1887 году, когда начинающему автору было все 22 года. В письме к своей невесте он восклицал: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадное и буду писать только отрадное». Молодой живописец даже не подозревал, что это желание писать «отрадное» станет творческим стремлением целого поколения художников, а его произведениям принесет бессмертие.


Ольга Атрощенко: Вы знаете, он родился в семье очень талантливых родителей. И его с детства окружали гениальные даже можно сказать люди. И поэтому когда он был еще совсем ребенком скульптор Антокольский увидел, что он обладает феноменальными для ребенка умениями в рисунке. И он матери его сказал, чтобы она обязательно им занималась по художеству. И в 9 лет он уже стал учеником Репина. А когда он уже приехал в Абрамцево в 75 году, то он попал в удивительно талантливую среду, которая помогла ему развить все свои способности.


RADIO BLAGO : Как рассказала Ольга Атрощенко, художника отличало то, что он никогда не останавливался на достигнутом. Уже после того, как Серов получил первое признание за свои пленэрные портреты, он достаточно резко сменил направление в живописи и обратился к психологическому жанру. Теперь ему становится интересен характер персонажа, его чувства, манеры, привычки. Зачастую портретист Серов подмечает в своих моделях то, что им хотелось бы скрыть. Про портрет купца Ивана Морозова даже говорили, что по нему можно писать биографию человека. То есть, речь шла уже не только о внешнем сходстве и точности отражения характера. Причем художник никогда не тиражировал найденные композиционные решения и приемы — каждый исполненный им портрет уникален.

Некоторые картины с изображением известных современников Серова так и остались неоконченными. Почему, например, мастер не дописал портрет Максима Горького, до сих пор спорят историки искусства.


Ольга Атрощенко: Тут несколько версий существует. Одна версия, что якобы, когда Серов стал работать над этим портретом, то кто-то сказал, что Горький похож на дьячка, и он обиделся и перестал работать дальше. Но это может быть просто версия, а другая, может быть, более правдоподобная — Горькому по своим политическим делам, революционно-демократическим, и прочим нужно было уехать заграницу и он не смог дальше позировать. Вот скорее всего это так, хотя даже и роль дьячка мне нравится. Потому что действительно, даже похож он немного.. то есть, здесь тот человек, который давал эту оценку, он где-то был прав, потому что что такое дьячок? Это во время службы человек все-таки не первый, это же как бы вторая роль. И его второстепенную роль в этом революционном процессе мне кажется Серов и подчеркнул. Потому что у него действительно были иногда характеристики не только связанные там с человеком, его каких-то особенностей. А он прозревал иногда. И вот когда он писал портрет Балиной, она в таком платье с синей полосой. Ей на этом портрете всего 33 года. И когда портрет был написан, она очень расстроилась, потому что она говорила — я моложе, я здесь очень старо выгляжу. Серов ее успокоил: ничего-ничего, ты такой и будешь. И вы знаете, действительно, когда она уже постарела, то она уже стала выглядеть именно так. То же самое с Ермоловой. Он ее немного идеализировал. И тем самым создал памятник — не только ей, но и искусству, великому искусству трагедийному. И поэтому говорят, что когда смотришь на этот портрет, то дрожь пробегает по телу, потому что это действительно памятник.

Символизм его не прельщал, как таковой, потому что он очень трезво стоял на ногах, здраво. Понимаете, человек с внутренним таким устройством, он не мог грезить и что-то фантазировать. Но в его работах заложено очень много тайн и загадок. Понимаете, потому что мы можем.. вот смотришь на портрет Левитана и думаешь: Боже, вот как ему удалось! Вот изобразить этого небожителя с совершенно с такой .. рука.. вот это вот состояние его, которое было вообще присуще. Понимаете, он мог эту характеристику вытащить и показать. Или вот богемность Коровина. Никто лучше портрета не написал Коровина. Фотографии может быть передают. Но вот Серову это удалось. Ну вот что? В чем его дар...


RADIO BLAGO : Как любят отмечать искусствоведы, Валентин Серов создал галерею образов и характеров своего времени — с его картин на посетителей выставки смотрят лица ушедшей эпох — царственные и аристократические особы, известные артисты, музыканты, художники, промышленники, купцы. Но с какими бы высокими чинами не приходилось работать живописцу, он всегда оставался верен себе — был неуступчив, обидчив, требователен. Неслучайно по одной из версий Серов не окончил портрет Горького из-за обиды. Такое в творческой биографии творца случалось не раз.


Ольга Атрощенко: Да, это было свойственно. Он не любил, когда ему делают замечания. Когда ему сделала замечание Александра Федоровна, императрица, по поводу портрета Третьего, который писал Серов, Он пришла и еще шла работа над портретом, и сделала замечание, что … некие такие она увидела неправильности в изображении лица. И попросила поправить. Серов ей отдал палитру и кисти и сказал — ну, пишите сами. И все, больше он в императорском доме не работал. Вот так обиделся.


RADIO BLAGO : Универсальный мастер Валентин Серов всю жизнь был увлечен множеством художественных задач, в каждой из которых добивался абсолютного совершенства. На выставке в Третьяковской галерее представлены и театральные работы художника. Например, в Москву привезен грандиозный занавес для балета «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, созданного для Русских сезонов Дягелева. Это единственный сохранившийся занавес по эскизам Серова, который находится в собрании семьи Ростроповича и Вишневской в Санкт-Петербурге и привезен в столицу впервые.


Ольга Атрощенко: Вот а этот занавес действительно ему удалось сделать. Ему, правда, помогали писать его родственники — художник Ефимов и Симонович-Ефимова, потому что такой большой, да. Но, тем не менее, эскизы и все это сделал Серов. Это уже тогда Дягелевские сезоны, Шахерезада, уже тогда Ида Рубенштейн, и он увидел, был пленен совершенно ее выходами на сцену. Потому что как балерина она в общем-то была никакая. А вот как человек, способный показать, продемонстрировать, пройти по сцене, и создать обстановку Востока. Вот это да, действительно было в ней, конечно, сама эта пряность Востока от нее исходила. И конечно, все были зачарованы этой дамой. Поэтому Серов и стал писать этот портрет, он тоже был очарован. И ему хотелось как раз это показать. И он как раз это и сделал. Потому что это не просто обнаженная натура. И не просто портрет обнаженной женщины — это образ, очень сильный образ. Даже можно сказать, человека трагедийного начала.


RADIO BLAGO : Монографическая выставка Валентина Серова позволила организаторам представить и графику художника в максимально полном объеме. Ведь из-за хрупкости материала рисунки автора экспонируются гораздо реже, чем живописные полотна. На этот раз Серов-рисовальщик показан в самых разных жанрах и техниках — акварель, гуашь, пастель, карандашные рисунки. В выборе манеры письма художник следовал за самой натурой. Как рассказала нашему корреспонденту другой куратор выставки Мария Кривенко, многие произведения Валентина Серова находятся в пограничной зоне между живописью и графикой.


Мария Кривенко: Мы хотели, конечно, в первую очередь следовать за художником, за его творческими исканиями, и не разделять в сухой академической манере графику, живопись, мы хотели показать Серова в максимальном разнообразии. И конечно, есть темы, которые невозможно разделить на разные этажи и разные залы для показа. Например, это тема — история его отношения к его любимой модели Генриетте Леопольдовне Гиршман. На протяжении многих лет он писал ее в разных позах, он искал идеальный образ, и в первую очередь это были графические искания. Но в то же время, один из самых важных для него портретов, это портрет, исполненный в 1907-м году, который выполнен в живописной технике и манере. Конечно, мы не хотели разделять эти поиски. Мы хотели показать зрителю, как Серов шел поэтапно, сначала ассоциируя себя с Веласкесом, и позже в 1911-м году он создал графический портрет, который он сам считал одним из лучших и сказал, что пожалуй, что «к Рафаэлю подбираемся...». И он также говорил Генриетте Леопольдовне: «Чем я не Рафаэль, чем вы не Мадонна». И поэтому, конечно, сложно было отделить, хотелось показать во всем многообразии.

И тоже самое можно сказать и про античную тему. Ведь это свойственно эпохи Серова начала ХХ века — смешанность техник. Поэтому мы нередко можем прочитать в аннотациях к его произведениям, что там использована и гуашь, и акварель, и темпера. Серов был большим экспериментатором. Потому что для него была важна конечная цель. Поэтому «Похищение Европы», которые мы представляем в разных вариантах, которые для Серова были одинаково важны. Они представлены в разных техниках, как в живописных, так и в графических. Даже есть бронзовая скульптура.

Конечно, есть графические произведения, которые не нашли окончательного решения в живописи. Так например, портрет Шаляпина выполнен углем. Это большой, парадный портрет знаменитого певца. Но в то же время Серов не захотел дальше продолжить свои поиски. Он удовлетворился графическим решением. Конечно, к большим живописным полотнам, как правило шла большая графическая подготовка. У нас сохраняются рисунки ко многим его портретам. Так, например, есть эскиз к портрету Орловой. А также в графическом разделе представлен подготовительный рисунок. И в то же время это самостоятельный портрет Орловой, который выполнен совершенно по-другому. И начата совершенно другая композиция, но он ближе, может быть, и жизненнее самой модели.


RADIO BLAGO: На выставке в Москве собрали все известные на сегодня работы Валентина Серова. Есть среди них и знакомые до боли произведения из постоянной экспозиции Третьяковской галереи и картины, впервые привезенные в Россию. Например, о существовании одной из них — портрете императора Александра III российским искусствоведам стало известно совсем недавно в 2005 году. И теперь это живописное полотно привезено из Дании в Москву для участия в общей экспозиции.

Наряду с легендарными парадными портретами кисти Серова в композицию выставки включены и малоизвестные пейзажи мастера, созданные им в окрестностях Абрамцева и Домотканова. По словам экспертов, в пейзаже Серов сделал не меньше открытий, чем впортрете. Таким образом, и неискушенному зрителю, и профессионалу будет одинаково интересно посещение выставки, ведь еще столько загадок мастера остаются неразгаданными. Так считает куратор Ольга Атрощенко.

Ольга Атрощенко: Он оставляет очень много загадок. Бенуа говорил, что Серов создал портрет своей эпохи, тогда мы должны задать вопрос: а почему не Репин, почему не Крамской, почему именно Серов? Пожалуйста, отвечайте на этот вопрос.. и так многие.. почему он дружил с художниками «Мир искусниками», но вот мы пройдем по экспозиции — уж так ли уж близко он к «мир искуссникам» подошел? Нет. Все равно остается своей какой-то особой единицей. То же самое с художниками Союза. И во всем такие вещи, в которых хочется поразбираться, хочется подумать — почему так? Я уже не говорю о том, что тут изображены такие персонажи, которые каждый достойны отдельного рассказа. Потому что это чрезвычайно интересные люди. И плюс к тому, как их преподносит Серов... Ведь мы знаем о них очень много исторических фактов и подробностей.. Ну а теперь мы смотрим на них сквозь призму «серовского» видения, и опять возникают некоторые моменты — и вопросы, и ответы, и у каждого будет своя интерпретация. И мне кажется, вот такое искусство, в котором заложен вот этот момент, где работает герменевтика, то есть интерпретация, вот это и является великим искусством.


RADIO BLAGO : Помимо живописного и графического разделов в экспозиции учтен и серьезный биографический блок — документы, письма, фотографии, дружеские наброски, воспоминания современников художника. В этой части выставки Серов предстает не только как знаменитый портретист, но и как авторитетнейшая фигура в общественной жизни своего времени — педагог, член Совета Третьяковской галерее, участник художественных объединений. В этом разделе также хранятся сведения о первой посмертной выставке художника в 1914 году. Биограф живописца Игорь Грабарь организовал этот показ для того, чтобы продать часть работ Серова и тем самым обеспечить семью художника, которая осталась без средств к существованию. Но в итоге полная экспозиция автора, который всю жизнь работал для частных заказчиков, по-настоящему открыла художника Валентина Серова. И уже тогда критики и широкая общественность впервые признали в нем не просто талантливого, но великого мастера. По мнению Марии Кривенко, в чем-то нынешняя выставка Третьяковской галереи сродни той, которая состоялась больше века назад.


Мария Кривенко: Конечно, это сложный вопрос о критериях гениальности. Но наверное одно из ее проявлений — это свободное, виртуозное владение любой техникой Серова. И то, что мы разделили выставку и то, что она такого масштаба получилась огромного, это продиктовано именно особенностью и талантом самого художника, который проявил себя, как потрясающий пейзажист, как потрясающий портретист и как театральный художник. Конечно, он прожил недолгую жизнь, но он успел создать очень много произведений в разных областях, при чем в каждой из них его ждал триумф, успех и признание публики уже при жизни. В этом наверное и заключается его гениальность. А еще гениальность — это наверное скромность. И умение учиться все время. А Серов, он учился до последних лет своей жизни. И у нас представлены, например, эскизы и наброски с натуры, которые он выполнил в студии Жульен и Калароси, парижской, куда он поступил наравне с обычными начинающими художниками, и рисовал там, зарисовывал с натуры в свои альбомы. Это случилось в последний год его жизни, когда он был уже признанным художником. И когда галерея Фиц уже заказала ему свой автопортрет.

Конечно, графический жанр, он более интимный, как правило, его реже показывают на выставках, и при жизни Серова, конечно, в первую очередь он был известен как портретист, как автор портретов императорской семьи, семьи Юсуповых. Это, конечно, такие коронные вещи, которые были лучше известны публике. А выставка посмертная определила Серова как многообразного художника, и интересно, что даже художники современники, которые вроде бы знали его работы, общались с ним, они тоже ведь не имели возможности увидеть его в таком масштабе. Ведь при жизни Серова никогда не было полноценных монографических выставок. Поэтому они даже написали такой отзыв, что как будто пред ними предстали целая когорта художников, подобно братьям Ленен, братья Серовы. То есть, сами художники, которые знали его, знали даже графическое наследие, они не могли поверить своим глазам. В чем-то наша выставка сродни той выставки, поскольку собрать Серова в таком масштабе и разнообразии, в том числе графических техник. Это конечно случается не каждое десятилетие даже.


RADIO BLAGO : Параллельно с выставкой в Третьяковской галерее проходит обширная культурно-образовательная программа о подробностях которой можно узнать на официальном сайте музея. Кроме того, специально к этому проекту приурочили запуск отдельного сайта с полной информацией о выставке serov.tretyakov.ru. Опубликован фундаментальный каталог, который к тому же можно скачать в электронном виде на смартфон или планшет при помощи специального приложения.

Выставка расположена в Третьяковской галерее по адресу: Москва, Крымский вал, 10. Из-за большого наплыва желающих посмотреть экспозицию время работы в воскресенье продлили до 21 часа, так же, как и в четверг, пятницу и субботу. Кассы и вход на экспозицию — до восьми вечера. В остальные дни до шести и пяти часов вечера соответственно. Выставочные залы открываются в 10 часов утра.

Теперь мы можем с легким сердцем завершать нашу программу, удостоверившись, что у вас есть вся необходимая информация, чтобы посетить самую ожидаемую выставку этого года. Выпуск «Время культуры» подошел к концу. До встречи в выставочном зале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: