Сегодня мы приглашаем вас на прогулку по четырем выставкам, которые открылись в новом сезоне на Винзаводе.
Традиция организации вечера вернисажей появилась на Винзаводе в 2010 году. Другими словами, это вечер открытия сезона, в данном случае – весеннего. Все галереи, расположенные на территории центра современного искусства Винзавод, представляют свои новые выставки. И гости вечера, гуляя по экспозициям, за раз могут увидеть все новые художественные экспозиции. Программа «Время культуры» побывала за один вечер на четырех вернисажах, и в этом выпуске мы обзорно расскажем о каждом из событий.
Галерея Сергея Попова pop/off/art представила выставку легендарного петербургского художника Владимира Шинкарёва и его важную серию «Мрачные картины». В галерее Тотибадзе открыли выставку молодых живописцев Антона Тотибадзе и Александры Пастернак «А где-то кутеж». Персональную выставку известного московского автора Сергея Катрана под названием «Пока не исчезнет Слово» представила «Галерея 21». Совместный проект молодых современных художников Глеба Скубачевского и Елены Ямлихановой «Смотри в меня», можно увидеть в галерее Айдан. Теперь о каждом авторе и мероприятии по порядку.
Владимир Шинкарев – известный петербургский художник, писатель, основатель арт-группы «Митьки», автор книг об этом объединении. На выставке в Москве представили больше двух десятков так называемых «мрачных картин» художника. Большая часть работы была выполнена авторов в последние годы и ранее не выставлялась не только в столице, но и в родном для Шинкарева Петербурге. К слову, на живописных полотнах изображен именно этот город. Сдержанные и аккуратные тона и оттенки выбраны автором как символ сопротивления не естественно яркому современному миру.
Владимир Шинкарев: Я как бы победно утверждаю взгляд петербургского художника на мир, так сказать, и противопоставляю его веселому, энергичному московскому взгляду. Можно и так сказать. Отчасти это так. Случайно, не случайно. Я в основном пишу такие картины, их много сотен у меня, тех, которые я называю «мрачные». Так просто называются пейзажи этого формата 60 на 80. Прошло то время, когда я делал картины такими сериями, как это вообще принято в мире за последнее десятилетие, чтобы все структурировалось жестко, в проекты. И у меня были такие проекты: «Кино», «Всемирная литература», «Великая Китайская стена» и многие другие. А последние выставки я из сопротивления этому тренду не называю никак. Последняя открылась две недели назад в Петербурге. Называется просто «Картины последнего времени». И нечего их структурировать в определенное название!
Но, в общем-то, да, действительно, вы правы, есть какое-то победное, сопротивление, только не Москве, а современности. Вот эта серенькая, пыльная хмарь, эта петербургская, она... я тут сегодня как раз так выразился: «Как будто цвет флага сопротивления современности». Современность – она такая яркая, насыщенная цветом, как будто анилиновое какое-то насекомое налипло на теле мира и выпило из него весь цвет. Само налилось люминесцентным ярчайшим цветом. И поэтому реальный мир пристойнее изображать таким сереньким. Ну, не сереньким, но менее ярким, хотя бы. Это заметно по моим картинам, конечно. У меня висят вперемешку в мастерской картины. Смотрю на картины моих 80-х и 90-х годов и поражаюсь, какие яркие и насыщенные цвета по сравнению с теперешними.
RadioBlago: До недавнего времени Владимир Шинкарёв сотрудничал на эксклюзивных условиях с известной швейцарской галерей Бруно Бишофбергера. В свое время эта институция открыла европейскому зрителю Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна. Теперь российский автор возобновил сотрудничество с галерей pop/off/art. Куратор выставки и основатель галереи Сергей Попов рассказал нашему корреспонденту о том, как шла подготовка.
Сергей Попов: В первую очередь принципиально сам Шинкарев. Потому что это его первая персональная выставка в Москве. И мы думали, какой именно ее сделать... Изначально была идея показать примерно что-то типа того, что у него сейчас идет в Петербурге. То есть работы последнего времени взять. Но мы переформатировали задачу, когда стало понятно, что все-таки московского зрителя надо познакомить с эссенцией его творчества. И эта вечная еще оппозиция «Москва – Петербург». Было просто принято решение дать какие-то очень выразительные, знаковые работы, которые были бы связаны с Петербургом. Естественно, эта серия, и именно в этой серии была возможность отобрать больше 30 картин, которые бы образовывали какой-то такой ряд, фриз, и говорили бы в то же время даже самому не посвященному зрителю о качестве общем работ Шинкарева.
RadioBlago: Выставка живописных полотен Владимира Шинкарева в галереи pop/off/art продлится до 17 апреля на территории Центра современных искусств Винзавод.
Известный московский художник, автор множества перфомансов, поэт и скульптор Сергей Катран представил свой новый проект «Пока не исчезнет Слово». Центральную часть экспозиции занимают керамические скульптуры, которые в точности повторяют цифровое изображение звучания слова «Искусство» на 60 языках мира. Таким образом, в пространстве «Галереи 21» звук можно не только услышать, но и увидеть в качестве материального предмета. О том, как зарождалась идея и каким способом она была реализована, нашим слушателям рассказал сам автор.
Сергей Катран: Дело в том, что у меня есть несколько таких творческих потенций. Первая из них, по крайне мере ранняя, которая у меня появилась, это стихотворчество. То есть у меня есть несколько поэтических сборников. И стихотворным творчеством я занимаюсь достаточно давно, даже больше чем современным искусством. И это, возможно, такую особенность дало. И еще много-много лет назад, когда я занимался поэзией, возникла такая потребность в возможности, вообще, возможно или невозможно материализовать слово, потрогать слово. Это очень поэтично, а кроме того, это такая задачка из невыполнимых. И конечно, эта идея засела во мне глубоко, и сегодня, когда я занимаюсь современным искусством, а последние два года занимаюсь классической скульптурой (вот как-то так складываются такие периоды), я, собственно говоря, и пришел к скульптуре, которую можно выполнить из слова.
RadioBlago: Мультимедийный проект Сергея Катарана «Пока не исчезнет Слово» можно отнести к числу популярных сейчас произведений на стыке науки и искусства, которые называются science-art. Поэтому для автора было так важно привлечь к сотрудничеству специалистов из разных сфер.
Сергей Катран: Пришла идея перевести это слово на сотни и тысячи языков мира. И это, опять же, имеет дополнительные трудности, потому что я не лингвист в полной мере и не ученый. И поэтому я привлек для сотрудничества не совсем ученого, на самом деле. Это известный полиглот Вилли Мельников. Но он еще и поэт, и художник, и биолог. ... Но прежде всего он известен как полиглот. И он с удовольствием перевел слово искусство на 61 язык мира. И мы сделали с ним аудио-перфоманс, вот мы его слышим сейчас. И еще я перевел через эквалайзер, (это простая незамысловатая работа) перевел в графический символ, который выдает эквалайзер. Далее, поскольку я вижу вещи пространственно, я тут же увидел, что это круг, окружность, что эта такая гончарная история. Дальше было принято решение выполнить вот эту работу на гончарном круге, с точки зрения гончара. Использована красная глина, традиционная. И выбор материала тоже очень важен в данном случае, потому что мы, таким образом, пройдя через всю историю искусств, возвращаемся обратно. Потому что из этого материала и возникла скульптура. Сначала предметы обихода, а потом какой-то первый творческий человек взял этот кусок глины и слепил какого-то человечка или какую-то вещь, которую он уже не использовал для обихода, а использовал для искусства.
RadioBlago: Сергей Катран хорошо известен в московской художественной среде не только как автор объектов, произведений современного искусства, перфомансов, он также часто выступает в роли организатора выставочных проектов. Так и в этот раз, совместно с Галереей 21 ему удалось объединить под одной идей сразу нескольких художников. Подробнее об этом рассказала основательница галереи Ксения Подойницына.
Ксения Подойницына: Я вообще для галереи ищу проекты, которые менее привычны, чем то, к чему привык зритель в Москве, я ориентируюсь именно на Москву. Поэтому множество моих проектов – это инсталляции, какие-то сложные техники, смешанные, например, силикон или полиэстер, или даже аудио-инсталляция. И Сергей, мы с ним общались, я думаю, год, обсуждали этот проект. Год он точно над ним работал. С самого начала, с того момента, как родилась идея, мы с Сергеем собирали его элементы. Проект имеет несколько составляющих. Основное – это слова. «Искусство» на разных языках. Также здесь есть две видео инсталляции, а также есть инсталляция звуковая, vtol'а, Дмитрия Морозова, очень известного саун-артиста, и партнерство с поэмой Театр. Это вот танцевальный перфоманс, который привлек очень много внимания. Мы не пускали людей, чтобы они смотрели за стеклом. Потому что одна стена (не знаю, сколько она метров, мне кажется, 8-10) полностью стеклянная. И это была моя мечта. И вот, наконец, она осуществилась, создать вот этот секрет: люди смотрят из-за стекла, и они могут полностью погрузиться в то, что происходит внутри галереи, но со стороны. Тут много уровней получается.
RadioBlago: В открывшейся в этом месяце новой галерее Тотибадзе представили уже второй проект. На этот раз экспозиция под названием «А где-то кутеж» состоит из работ молодых художников Антона Тотибадзе и Александры Пастернак. Оба автора потомки легендарных фамилий: Александра – правнучка Бориса Пастернака, а Антон наследник грузинского художественного клана Кутателадзе-Тотибадзе. Каково им нести ответственность продолжателей творческих династий, нашему корреспонденту рассказал Антон Тотибадзе.
Антон Тотибадзе: Еще до того, как я узнал, что я какой-то наследник чего-то там, я себя ответственно чувствовал. Может быть, это завышенная самооценка, но... Это никак не помогает и не мешает. Но, на самом, деле мне кажется, Саше сложнее из-под величайшей этой тени выбраться, как художнику независимому. В моем плане-то как-то все, особенно в Москве, попроще, на самом деле, в Тбилиси и в Грузии больше людей знают Тотибадзе-Кутателадзе. Там же академия художеств, где половина музыкантов, половина – художников, и все учатся в Академии его имени.. Ну, конечно, ответственность...
RadioBlago: Марина Цурцумия – куратор выставки «А где-то кутеж» и одна из четырех основателей галереи Тотибадзе. Она обратила наше внимание на то, что речь идет об очень молодых художниках и при этом уже довольно известных и признанных в художественных кругах. К примеру, работы Антона хранятся в Русском музее, Музее Органической Культуры, а также в частных собраниях в России и еще шести странах мира.
Марина Цурцумия: Этих людей объединяет, безусловно, схожая художественная манера и определенное культурное видение, потому что и Саша, и Антон, и это очень важно, происходят из династических художественных кланов. Поэтому это имеет глубокий отдаленный смысл, потому что, естественно, дети всегда впитывают то, что дает им семья. Когда в вашей семье дедушка был Борисом Пастернаком, а в другой семье прадедушка был ректором грузинской Академии художеств, наверное, существует какая-то культурная история, и она тоже заставляет детей маленьких тянутся и заниматься самообразованием. Потому что, к сожалению, очень много сейчас молодых людей, которые считают, что художник – это тот, кто умеет хорошо и быстро продать свои картины. Здесь совсем все не случайно.
Во-первых, они объединились как пара. Но их объединение произошло тоже не случайно, потому что они очень близкие по духу люди и их живописные манеры тоже очень схожи. Очень интересно, как они взаимно влияют друг на друга, потому что, когда они, так сказать, начинали, они были тоже немножко другие. И вот это совместное общение, совместный творческий опыт, совместные творческие переживания их обогащают. И вот сейчас, как мне кажется, живописная манера Саши очень выросла. И она уже из такой «девочковой» живописи превращается в по-настоящему очень интересного и серьезного художника. И это очень приятно, что эти люди очень молоды. И сейчас работы Антона были отобраны на Молодежную биеннале в Венеции, и очень приятно говорить о возрасте этих людей, потому что им всего двадцать с небольшим лет. Поэтому надеюсь, что за ними большое будущее и все у них будет хорошо.
RadioBlago: Выставка «А где-то кутеж» в галереи Тотибадзе продлится до 16 апреля на территории центра современного искусства Винзавод.
В Айдан студии представили совместную выставку двух молодых актуальных художников – Глеба Скубачевского и Елены Ямлихановой. Скульптуры из бумаги первого автора и живописные полотна второго объединили в общую экспозицию под названием «Смотри в меня». Елена Ямлиханова для этой выставке в Москве подготовила ряд произведений из своего персонального цикла «Под кожей», а Глеб Скубачевский продолжил работу над серией «Spiritum». Подробнее о проекте нам рассказали сами художники.
Глеб Скубачевский: Здесь персонально мои работы, вот они здесь бумажные скульптуры. И персонально работы Лены – холсты, масло. Но все это объединено в такую серию жизни. У нее жизнь такая телесная, земная, а у меня жизнь космическая, что-то такое. На этом мы и сошлись с ней в творчестве.
Тема жизни… но дело в том, что я этот проект начал в Черногории, потому что я был в резиденции у Гельмана, я вернулся полгода назад из Черногории. И у меня там продолжалась эта вот работа над тематикой внеземного существования и таких полу-картин, полу-скульптур из бумаги. А сюда я приехал уже с идеей полноценной выставки большой. И с Леной мы и не прерывали наше сотрудничество, но я поработал там автономно, она работала здесь. И вот, когда я вернулся, я просто подключился, уже приехав сюда с идей этой персональной выставки. Нашли помещение, договорились с Айдан. Спасибо ей, конечно, большое за это. И все как-то случилось. Но понадобилось полгода, чтобы все это сделать.
Елена Ямлиханова: Мои работы связаны с телом, с человеком. Для меня человек представляет наибольший интерес, интенсивный, мне интересно, как человек взаимодействует. И в последнее время я увлеклась какими-то такими кожными… когда реальность проникает в тебя, и ты источаешь какую-то реальность назад в окружающий мир. Вот этот слом, когда в тебе что-то происходит, и потом это выходит наружу именно в физическом плане, эти вот слезы какие-то, это желание. Когда оно идет уже из тебя, и ты уже несешь информацию. Вот для меня это интересно. Для меня это какой-то вот момент любопытный.
Живопись – это то, на что я училась 11 лет. Это, во-первых. И мне, вообще, интересен цвет. Несмотря на то, что долгие годы мне говорили, что «Лена, ты график больше» и в этом духе. Мне очень нравится цвет. Мне интересно. Сочетания всех этх цветов. Мне кажется, в этом именно есть эмоция. Да, графика, да, интересно, но цвет это цвет.
Кожа, да, кожа несет в себе цвет. От золотистого до розоватого, голубоватый, холодные эти все… Это жутко привлекает!
Синяки – потрясающе! Вот этот отзыв кожи, когда ты не знаешь. Произошло резкое столкновение с реальностью, и ты понимаешь, что у тебя кожа несет какой-то отзыв. И этот отзыв выглядит абсолютно как Космос. И у тебя они растекаются, они меняют цвет. Это именно изнутри тебя идет, какой-то отзыв странный, ты просто наблюдаешь издалека, как будто что-то там... Как облака текут, и они развиваются как-то и источают из себя что-то…
RadioBlago: Выставка «Смотри в меня» будет доступна в Айдан студии до 17 марта. В ближайших выпусках «Время культуры» слушайте подробный рассказ о каждой из экспозиций. А пока наш выпуск подошел к концу. До встречи в выставочном зале!