Время культуры
Время культуры

меню

Волшебный мир хорватского наива

6388

В Московском музее современного искусства MMOMA проходит выставка «Сотворение мира». На выставке, среди множества авторов, представлены картины хорватских художников из собрания Владимира Темкина. В интервью радио "Благо" коллекционер рассказал об истории возникновения Хлeбинской школы и о том, как развивалось данное направление в наивной живописи на протяжении 80 лет своего существования.


Владимир Темкин: Хорватское наивное искусство, есть еще такое понятие «Хлебинская школа» - это искусство художников самоучек из села Хлебине, из ближайших окрестностей, ближайших сел. Вот часто говорят Хлебинская школа. Как таковой школы никогда не существовало. В данном случае, Хлебинская школа — это понятие, обозначающее процесс. То есть никогда не существовало не учеников, не классов. Идейным вдохновителем и основателем хлебинской школы был академический хорватский художник Крстов Хегедушич. Родился он в 1921, умер в 1975 году. Вот часть своего детства он провел на родине своего отца в этом селе Хлебине. Закончил Загребскую академию художеств, изящных искусств. После окончания получил стипендию французского правительства для того, чтобы продолжить дальнейшее обучение в Париже. Как и многие молодые интеллектуалы того времени был увлечен левыми идеями. И находясь в Париже, вел интеллектуальную и художественную жизнь. И находясь под большим впечатлением от увиденного того современного искусства, он поделился мыслями со своим приятелем, писателем Мирославом Крлежа, которого считают основоположником современной хорватской литературы. В одном из писем он описывает посещение Лувра и выражает особенное восхищение умением (буквально из письма Хегедушича), "разбойников французов придать своим произведениям особый шарм, изображая в них повседневный быт французского народа". И спрашивает он у Крлеже в письме: «А где же наши празднества, а где же наши прощения из повседневной жизни хорватского крестьянина?». Хегедушич постоянно занимается поиском национального самобытного выражения. Вот он как раз увлекался поиском собственного выражения. Там же в Париже он увидел картины на стекле французской художницы Валентины Пракс. Видит эти картины и они напоминают ему старую, пост-баррочную сельскую живопись на стекле. Это так называемые народные иконы, которые он сам неоднократно встречал в своем родном Хлебине. Это как раз «прото», прото-живопись, прото-картины, будущее фирменного стиля живописи на стекле хорватского наивного искусства, это как раз живописная икона на стекле. То есть написанная реверсным способом с обратной стороны стекла. Не на стекле, а как бы за стеклом. И Хегедушич попробовал сам, совмещая какие-то свои направления, свое видение, свое собственное письмо и свой собственный стиль, попробовал писать, в том числе и на стекле. В 1926-м, 1927-м году уже были созданы первые картины на стекле. Вот с этим багажом, после окончания обучения в Париже он возвращается в Хорватию. И в один из своих приездов в Хлебине он случайно видит в магазине Хлебинском рисунки, выполненные на простой оберточной бумаге. Рисунки его заинтересовали, он поинтересовался у хозяина магазина, кто автор этих рисунков, на что он ему ответил, что это «мой племянник, Иван Генералич». Вот на тот момент Ивану Генераличу было 16 лет. Был еще один молодой крестьянин Франьо Мраза в этом селе. Вот с ними двумя Хегедушич и начал потихонечку заниматься. Он показал основные приемы. Дал какие-то установки. Основная установка была на то, чтобы они ничего не выдумывали, ничего не фантазировали, а рисовали в первую очередь то, что видят вокруг. То есть, рисуйте простое, простую свою крестьянскую жизнь. Хегедушич хотел доказать, что художественный талант не связан с происхождением и не является привилегией какого-то высокого класса, как это было в случае с академическими художниками. Понятно, что это был явно привилегированный класс.


RadioBlago: В 1931-м году Хегедушич привлекает своих учеников к участию в выставке «Земля» в Загребе. Демонстрация творчества крестьян вызвала неоднозначную реакцию зрителей, но вместе с тем породила интерес к картинам самоучек. В итоге представители так называемого первого поколения Хлебинской школы стали известны еще до начала Второй мировой войны.


Владимир Темкин: В послевоенные годы Генералич сам становится таким же учителем, как Хегедушеч, потому что выросло второе послевоенное поколение. Также он дает какие-то небольшие наставления для занятия живописи и собирает вокруг себя талантливую молодежь. Драган Гажи также из села Хлебине, Прани Филиппович. В дальнейшем присоединившийся к ним Мийо Ковачич, Иван Веченай. В том числе сын Ивана Генералича Йосип Генералич. Чем вызвано было появление художников второго поколения? Что-то есть особенное, конкретно в этой местности. Большой регион, славящийся своими традициями, и в музыке, и в искусстве, и традиционных ремеслах. И вот в том числе и в живописи. В 1950-е к ним приходит признание. Признание приходит конкретно в 1954-м году, когда в музее Копривницы (это региональный центр данной местности). Тогда в 1954-м году были куплены абсолютно все работы на одной из выставок вышеупомянутых крестьянских художников. Хегедушич очень много помогал в этом плане. После войны он занял тоже одно из ключевых мест. Он был директором института графики Югославии, тогда еще Югославии. И помогал продвижению хорватского наива и в том числе представлению его на высоком международном уровне. В частности, помог Хегедушич организовать поездку Генералича в Париж. Два месяца он прожил в Париже в 1953-м году, где была организована его персональная выставка в галерее «Мона Лиза». И оттуда и пошла европейская слава, потому что в один из дней выставку посетил известный писатель и журналист Марсель Орланд. Задержался у Генералича на два часа, с удовольствием разглядывал все работы и написал очень большую статью «Генералича родила сама земля». Вот оттуда и пошла мировая слава Хлебинского наива, конкретно Генералича. Вот таким образом с появлением второго, а дальше и третьего поколения наивное искусство расширяется и географически, Появляются не только новые центры, не только село Хлебине (Хлебинская щкола, которую мы знаем) и рядом близлежащие села: село Молви, село Гола. Село Горние Шума, родина Мийо Ковачича. И появилось третье поколение, самое многочисленное, свыше двухсот художников. Почему там много? Было первое поколение 3 человека, второе поколение к ним добавилось буквально еще 5-7 человек, вот третье поколение свыше 200 человек. Имеется ввиду и скульпторов. Когда мы говорим о наивных художниках часто имеется ввиду и скульпторы. Вот свыше 200 творцов, а в основном все они рождены в 1950-е годы прошлого столетия. Почему? Потому что их взросление, в том числе и творческое пришлось на 1970-е годы прошлого столетия. Это как раз на время пика максимального интереса к хорватскому наивному искусству. И явление в данном случае, изначально народное крестьянское, конечно, же коммерциализировалось. Бывалые люди говорят, в то время каждый житель (около полутора тысяч жителей насчитывало село) хлебенец был наивным художником. И было, доходило до того, что счет при продаже шел не на картины, не на штуки, а на килограммы. Говорить о том, убило это или нет, наивное искусство. Наверное, нет, конечно, хотя определенной точкой перелома это стало, конечно. К счастью, те мастера, которые уже работали, творили, которые уже имели мировое имя, это Иван Генералич, Йосип Генералич, Мийо Ковачич, Иван Веченай, конечно, удалось им сохранить внутренний стержень, внутренюю культуру крестьянскую.

- Перелом произошел в связи с потерей массового интереса к наивному искусств, совпало со временем начала Гражданской войны, со временем распада Югославии. Понятно, что на время войны галеристы поменяли свои экспозиции, сменился и интерес, другие виды искусства. С уходом такого ажиотажного спроса, честно говоря, осталось очень мало желающих обучаться этим приемам, творить работы. Все, собственно, встало на свои места. И сейчас четвертое поколение насчитывает около пяти человек. Считаю одним из самых талантливых своего приятеля, большого друга Дражена Тетеца, от Хлебине, который продолжает традицию. Его работы тоже выставлены в галерее. Вот таким образом это, собственно говоря, и завершилось.


RadioBlago: Отличительной чертой всех хорватских наивных художников является то, что несмотря на творчество и увлечение живописью, они оставались крестьянами и продолжали вести хозяйство наравне с написанием картин. Возможно, благодаря этому живописцам удалось сохранить тот внутренний стержень и крестьянскую культуру, о которой говорит Владимир Тёмкин.


Владимир Темкин: Они и сейчас являются условно говоря крестьянами. Вот все, о ком мы говорим, не смотря на то, что они всемирно признанные художники, такие как Мийо Ковачич, он до сих пор живет на своем хозяйстве. И замечательные виноградники, в которых пропадает каждый день, и кукурузу сеют, убирают, и косят, и сажают картошку и так далее и тому подобное. И мед гонят там и пчелами занимаются. Все это продолжается, несмотря на то, что человек признан во всем мире. И они были на всех пяти континентах и встречались с президентами, папами, членами королевских семей, они всю жизнь оставались крестьянами. Также Генералич был крестьянином, хотя он вел такой сельский образ жизни, а после войны он был простым учителем рисования в сельской школе Хлебинской.

- Я хочу привести такой случай. Это было где-то в 1970-е года. Понятно, что приезжало много известных и интересных людей в тот регион, в том числе у Ивана Веченая, одного из классиков, умершего в прошлом году в возрасте 92-х лет. Я к счастью, был с ним знаком. Подружился он с известным голливудским актером Юлом Бриннером, выходцем из России, из эмигрантов, а у них были съемки тогда в Югославии. И Юл познакомился и влюбился в это хорватское искусство и пригласил своего друга Ивана Веченая, наивного художника к себе в Америку. Две недели прожили у него в Америке, замечательно отдохнули. А потом он их пригласил еще на недельку к себе отдохнуть на берег океана. На что супруга Вечиная сказала, что к сожалению, они дольше задерживаться не могут, потому что уже созрела кукуруза и нужно собирать урожай. Представляете? Это действительно. Люди были настолько связаны крепко со своей землей, со своим хозяйством. Поэтому творчество творчеством. А хлеб насущный есть хлеб насущный. Вот от этого никогда никуда не ходили далеко.


RadioBlago: В каталоге к выставке «Волшебный мир хорватского наива» заместитель директора музея наивного искусства Александра Володина отмечает, что данная экспозиция — замечательная возможность увидеть, как один творческий импульс дал начало множеству путей и дорожек, которые выбирали для себя наивные художники. Ведь на выставке в Москве представлена не только живопись хорватских классиков, воплотивших в себе основные мотивы и черты Хлебинской школы наивного искусства, но и произведения более поздних поколений художников, нашедших свой собственный выразительный стиль.


Владимир Темкин: На выставке представлены работы четырех поколений. К сожалению, не большая, но все таки авторская литография Ивана Генералича присутствует на выставке. Работы художников второго поколения: Мийо Ковачич, Иван Лацкович, Йосип Генералич, Мартин Мехкек. Третьего поколения, это которые достаточно известные имена: Степан Иванец, Нада Швегович Будай, к сожалению, умершая. Это я называю художников, работы которых находятся в постоянной композиции Музея наивного искусства в Загребе. Это признанные художники, написано огромное количество статей, написаны монографии. Ряд художников, которые, скажем так, стоят на пороге истории, на пороге такого вот. Они, конечно же являются признанными и самостоятельными художниками, но вот работы-то их не экспонируются. Это Никола Веченай Лепортинов, Мартин Копричанец, чуть выше упомянутый Дражен Тетец. И вот представители третьего поколения — Владимир Иванчан, Мирко Хорват, Иван Андрашич, Бисерка Златар. Вот из 16 художников, представленных на этой выставке, троих я, по понятным причинам, не застал. Это Иван Генералич, он умер в 1992-м году, и Йосип Генералич и Иван Лацкович, они умерли в 2004 году. Со всеми остальными 13-ю художниками я близко знаком. С кем-то приятельствую, с кем-то крепко дружу, часто с ними встречаюсь. Понятно, что все картины, которые выставляются на данной выставке, все приобретены мною лично у художников. Причем даже я обсуждал замысел создания некоторых картин с авторами, видел процесс создания некоторых картин. То есть вот для меня это не просто покупка. Для меня это не просто коллекционирование или собирание. Для меня это скорее приобретение друзей, замечательного общения, разговоров на эту тему. Я не плохо знаю хорватский. О каждой картине я могу что-то рассказать: об истории создания, о художнике и так далее и тому подобное.


RadioBlago: Впервые о наивном искусстве заговорили в конце 19го века, когда в Париже были показаны работы Анри Руссо, который писал картины не имея образования и должного навыка для создания произведений в повсеместно принятом классическом стиле. Почему Хлебинская школа в Хорватии стала уникальным культурным явлением даже в сфере наивного искусства рассказал Владимир Тёмкин.


Владимир Темкин: Считается, что хорватский наив как понятие является сложившимся историческим процессом. Так считают искусствоведы, музейщики. Понятие школ в наивном искусстве не существует... занимались живописью профессионально, но оставались при этом наивными художниками. Первый критерий — отсутствие образования... Не такое оно и наивное, это наивное хорватское искусство. Действительно, очень профессионально сделано. Нужны годы, чтобы научиться.


RadioBlago: Картины на стекле хорватских художников в ярких сочных красках, детально прорисованные, столь хрупкие и одновременно ценные, представляют быт обычных крестьян на редкость праздным и радужным. Коллекционер Владимир Тёмкин уверяет, несмотря на фантастичность цветовой гаммы и выбранных образов, жизнь в хорватских селах устроена именно так.


Владимир Темкин: Наивная подровская живопись характеризуется мотивами из повседневной деревенской жизни, спокойными пейзажами, а также живым локальным цветом, особенно характерным для уникальной техники живописи на стекле. Мотивы, цвета и техника настолько типичны, что картину Хлебинской школы в равной степени узнают и мировые эксперты, и критики, и простые любители... Это реверсная живопись, нужно иметь хорошее абстрактное мышление: начинать с бликов и слой за слоем покрывать картину. Поэтому это дело достаточно сложное.


RadioBlago: Хлебинская школа наивных живописцев за период своего существования пережила как полное отрицание и преследование, так и всеобщее признание и любовь. По свидетельству искусствоведов, период развития феномена Хлебинской школы подошел к концу. На вопрос, что ждет наивное искусство в будущем, согласился ответить наш собеседник, коллекционер Владимир Тёмкин.


Владимир Темкин: Я думаю, что наивное искусство ждет очень большое будущее. Восприятие меняется. Я имею возможность путешествовать немного и вижу, посещаю мероприятия, связанные с наивным искусством. Удавалось мне это и в Испании, и во Франции, увидеть выставки наивных художников. И понятно, что основная масса европейских художников, мы друг друга знаем по сообществу в Facebook. И я вижу, как они организуют то там, то там мероприятия, абсолютно замечательных, находящие отклик, находящие поддержку и в плане организации и в плане какого-то дальнейшего продвижения. К наивному искусству уже, по крайней мере в Европе относятся как к самостоятельному направлению. Как к возможности не только выразить свои чувства, эмоции, но и возможность продать свои работы. И быть в этом плане признанным. Тоже самое, я думаю, происходит и у нас. Во времена Советского Союза коллекционирование, покупка предметов искусства для своего интерьера, по понятным причинам не получило должного развития, то сейчас потихонечку люди покупают с удовольствием живопись не только профессиональную, а в том числе и наивных художников. Какая разница наивный/не наивный, он творец и если это настоящее произведение искусства, то оно трогает душу, не так ли? В этом плане я хочу отметить моего приятеля и замечательного художника из Казани Альфрида Шаймарданова, нашего современного художника. Еще раз подчеркиваю, не человека пожилого возраста, так определенно маргинала, а человека, который вполне профессионально занимается наивным искусством. Пусть не имея образования, но пишущим замечательные картины, организующим собственные замечательные персональные выставки. У него достаточно много выставок прошло в Москве. И я так думаю, что все будет хорошо. Больше людей и сами занимаются, пытаются самовыражаться и тем самым признают и понимают больше людей окружающих. Происходит обмен. Человек, который в состоянии понять и принять любое (какая разница) академическое, хоть не академическое искусство, тем самым купит и повесит у себя работу и наивного художника.


RadioBlago: Выставка "сотворение мира" работает с 3 февраля по 1 мая 2017 г. по адресу: Московский музей современного искусства, Петровка 25.



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: