Время культуры
Время культуры

меню

Играет Эмиль Гилельс

1851

Мы продолжаем рассказ о пианисте Эмиле Гилельсе. /первая передача/

После окончания войны Эмилю Гилельсу выпадает на долю ответственнейшая миссия: впервые представлять во многих странах советское искусство, искусство победившей страны. Так, в 1955 году он первым из советских музыкантов отправился на гастроли в США, где произвел сенсацию.


На протяжении своего артистического пути Гилельс-пианист изменялся, порой весьма существенно, но интенсивность высказываний оставалась и неизменной чертой его игры. Об этом, в частности, касаясь уже зрелого Гилельса, писал в 1960-е годы выдающийся венгерский пианист и педагог Лайош Хернади: «Как только под его руками раздаются первые звуки, первые аккорды, кажется, будто включили какую-то цепь высокого напряжения, и непрерывность в этой цепи не нарушается ни на мгновение. Что бы он ни играл, произведения старых мастеров или современных композиторов, медленную или быструю музыку, – эта интенсивность, эта непрерывность потока мыслей... всегда захватывает слушателей».
В исполнении Эмиля Гилельса звучит Соната № 14 до-минор Л.В.Бетховена. «Лунная соната»


Во все периоды своей жизни он с величайшим упорством работал над звучностью и искал оттенки фортепианных красок. Вот его слова: «Вопросы звучания, градации звука всегда меня увлекали. Я любил вслушиваться в длящееся звучание. Любил по-разному брать одновременно извлекаемые звуки. Любил играть аккорды, освобождая по очереди каждую клавишу и вслушиваясь в угасающие тона. Впрочем, это довольно известный прием. Но он важен не сам по себе, а тем, как его использовать в живой практике. Любил добиваться нужного legato в звуковой линии — самое трудное в фортепианной игре, особенно в залах с сухой акустикой. Любил искать разные звуковые краски, не нагромождая звучности, не гипертрофируя возможности рояля, следя за благородством звучания. Немалое число играющих на фортепиано неуважительно относятся к своему инструменту: что-то на нем нашептывают или, напротив, набрасываются на него, размахивая руками, как дровосек топорищем. И рояль не отвечает им благодарностью, не отвечает «благодарным», то есть «благородным звуком».
В исполнении Эмиля Гилельса звучит 10 прелюдия И.С.Баха си-минор.


Шли годы. Концертная деятельность Гилельса обретала глобальные масштабы. Где бы он ни играл – повсюду триумфы становились едва ли не привычным «фоном». Он выступал с самыми прославленными оркестрами и дирижерами, его пластинки вошли в дома миллионов людей. 12 сентября 1985 года Гилельс дал в Хельсинки концерт, оказавшийся последним в его жизни; через месяц, 14 октября, он скоропостижно скончался в Москве. Гилельс обладал необозримым репертуаром, он был универсален по умению сделать «своей» музыку самых разных эпох и стилей – от Моцарта до Прокофьева, от Бетховена до Стравинского.


Обширный репертуар Эмиля Гилельса включал произведения композиторов от эпохи барокко до современности. Среди шедевров, ставших классикой мирового исполнительства, — сонаты и концерты В.А.Моцарта, все концерты Л.В.Бетховена, И.Брамса и П.И.Чайковкого. Выступал также в ансамблях, в том числе в трио с Л.Б. Коганом и М.Л.Растроповичем.

Трактовки Гилельса, исполнителя «объективной» манеры, чуждавшегося всяческих излишеств и «автобиографизма», всегда были образцовыми в смысле вкуса и мастерства. В исполнении Эмиля Гилельса звучит Соната № 13 Л.В.Бетховена. Часть 1 Andante – Allegro. Часть 2 Allegro molto e vivace. Часть 3 Adagio con espressione. Часть 4 Allegro vivace-Presto.




Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: