Время культуры
Время культуры

меню

Выставка «Река Конго». Лекция Франсуа Нейт

5916

Сегодня мы продолжаем программу, посвященную выставке в #ГМИИ «Река Конго. Искусство Центральной Африки». Из #парижского музея на набережной Бранли в Москву привезли почти 200 предметов африканского искусства. Куратор проекта этнолог и историк искусства #Франсуа Нэйт провел в Пушкинском музее лекцию, посвященную искусству народов Центральной Африки. В своих исследованиях Франсуа Нейт выделил несколько ключевых элементов, которые впоследствии легли в основу его подхода к изучению художественной культуры этой местности. По этому же принципу было решено построить экспозицию в Пушкинском музее. В первом разделе представлены маски в форме сердца, которые создавались народами из тропических лесов. Вторая часть выставки посвящена реликвариям и памяти предков, а третья — изображению женщины.

В прошлый раз в нашей программе «Река Конго» и путь к абстракции - Выставка в ГМИИ вы услышали первую часть выступления эксперта, в которой он рассказывал о ритуальных масках и их отличительных чертах. Сегодня вы узнаете, для чего африканские скульпторы создавали статуэтки предков и какое значение имела женщина для народов, населявших бассейн реки Конго.


Франсуа Нейт: Прежде чем начать говорить о предках, надо понимать, что предки были разные – те, кто представлял опасность, короли и те, кто были связаны с духами природы.

Таким образом, реликварии представляли собой полые статуэтки, у которых сзади было отверстие, через которое собственно внутрь помещали некие ценные останки предков.

Здесь вы можете видеть несколько примеров статуэток-реликвариев народности беда, в частности, одна из них из парижского музея.

Это статуэтка, у которой есть ожерелье и даже такая юбочка. Между прочим, довольно высокая – 72 сантиметра высотой.

Вот это бюст с достаточно большим количеством использованных цветов, это белый цвет лица, желтые волосы и прижатые к животу руки, согнутые под прямым углом. Вы можете увидеть эту вещь на выставке.


RadioBlago: Представленные на выставке произведения традиционного искусства могут служить иллюстрацией того, насколько важен был культ предков для носителей языков группы банту из Центральной Африки. Безусловно, существовали различия в ритуалах, но для большинства племен этого региона было характерно сохранение и почитание черепов и костей прославившихся воинов, правителей и многодетных матерей. Все останки аккуратно сохраняли в специальных корзинах или коробах и выносили только во время обрядов инициации или погребения, ритуалов, связанных со сменой сезонов или при короновании нового вождя.

У некоторых народностей существовала традиция вырезать из дерева антропоморфные фигурки хранителей реликвариев, защищающих останки предков.


Франсуа Нейт: Особенностью народности теки было то, что в свои реликварии вместе с останками предков они также помещали лечебные травы. И таким образом, когда кто-то заболевал и нужно было его лечить, то получалось, что как бы соскабливали эту землю вместе с останками, и там были и целебные травы. Здесь вы можете видеть статуэтку еще одного предка, который сидит на земле с согнутыми ногами. И обратите внимание на его глаза, сделанные, мне кажется, из пуговиц, мне не очень хорошо видно. Но что здесь важно, так это то, что это глаза белого цвета. Это символ того, что он видит то, что не видно простому взгляду.


RadioBlago: Защитные статуэтки теке создавались в три этапа. В первую очередь вырезали голову и наиболее тщательно ее прорабатывали. Затем придавали более темный оттенок бороде и волосам, обрабатывая эти части горячим ножом. Иногда глаза инкрустировали пуговицами. Они были завезены из Европы и использовались не только для украшения статуэтки, но и для усиления ее воздействия. На следующем этапе вырезалось тело со специальной полостью для магической смеси бонго. Руки обычно не прорабатывали детально, а ноги изображали полусогнутыми, как во время танца. После завершения работы мастера фигурка получала название «теге» – то есть, предмет, лишенный силы. Когда жрец помещал приготовленную магическую смесь в отверстие на туловище, статуэтку уже называли «бутти» — «предмет, изображающий предка и наделенный большой силой».

Перейдем к соседнему народу – тсого. У них существовала организация, которая проводила обряды инициации. В деревнях строили специальные храмы, так называемые эбанза, это такой небольшой микрокосмос клана, деревни, там помещались скульптурные символы и статуэтки. В таком месте обычно проводились ритуалы и обучались юноши и девушки.


Франсуа Нейт: Здесь вы можете видеть фотографию как раз такой эбанзы, небольшого храма в деревне, статуэтка является воплощением общества, проводящего обряд инициации, и рядом вы можете видеть священника, прорицателя, который вопрошает это верховное существо. Здесь вы можете видеть ритуальную дверь храма. На ней изображен символ предка и также основные составляющие мира предков – это луна, солнце, радуга. Если хотим соединиться с миром предков, мы должны пройти через эту дверь.


RadioBlago: Благодаря межсемейным союзам и торговым связям культ предков распространился от районов океанского побережья вглубь материка. И традиции одного народа оказывали влияние на обряды и ритуалы другого, живущего по соседству. Каждое такое культурное вторжение приводило к новым интерпретациям ритуалов. Но иногда происходило иначе. Вновь прибывшие перенимали местные техники и особенности изготовления скульптур, например, начинали обрабатывать металл.


Франсуа Нейт: И наконец, добро пожаловать в народность пан, это одни из самых известных народностей, авторов скульптур и реликвариев. Слева вы видите изображение мужчины с ребенком в руках. Из коллекции музея Пилоти в США. Нет, конечно, это женщина.

Как правило, глава племени, глава рода и тот, кто стоит на самой высокой позиции в иерархии... хранит какие-то важные предметы, связанные с культом предков.


RadioBlago: Статуэтки хранителей реликвариев назывались – эйма бьери. Они представляли не конкретных людей, а обобщенный идеализированный образ предков. Традиционно существовало два типа таких фигур – длинные и узкие и приземистые. Блестящий налет патины на деревянной поверхности скульптур должен сказать нам о том, что их регулярно обрабатывали пальмовым маслом в процессе проведения обрядов.


Франсуа Нейт: В произведениях народности фанг, как, наверное, нигде больше в мире, они умели сочетать не сочетаемое. То есть, с одной стороны – это такая мягкость, нежность, наивность ребенка в выражении лица, и, с другой стороны, это настоящая мощь и собранность древнего мира в теле.

И обратите снова внимание на взгляд, то есть это взгляд живого человека, который видит то, что не видно обычному взгляду.

Обратите внимание на эту статуэтку удлиненной формы, руки протянуты под прямым углом вдоль корпуса и широко расставлены ноги. Эта статуэтка примерно с 1936 года, принадлежала ряду американских художников и теоретиков искусства, в частности Джону Грэхэму, Фрэнку Крамнишуду, И Юрию Соколбоку.

Вот статуэтка, которую Дерен называл своей Венерой африканской. И также посмотрите, какой у нее сильный взгляд.


RadioBlago: У статуэток народности фанг крупные черепа и выпуклые лбы, а выступающие пупки подчеркивали связь между детскими образами и телом взрослого человека. Такая параллель присутствовала в верованиях фанг. Они считали, что новорожденные связаны с духами предков.


Франсуа Нейт: А теперь я хотел бы рассказать вам о народностях, которые делали вещи из металла, скульптуры из металла. Они находились и на севере, и на юге. Однако особенность заключается в том, что чем южнее мы перейдем, тем более реалистическими становятся произведения. Потому что в зонах саванны для искусства больше характерен реализм.

Эта корзинка, в которой хранились останки предков, и сверху находится охраняющее ее существо. Обратите внимание на лицо, которое выполнено с использованием пластинок из меди. Конкретно в этом изображении некоторым видится изображение змеи. Здесь я просто восхищен загадочностью и силой вот этого лица.

Надо помнить о том, что на севере фигуры реликварией вогнутой формы, также как и маски. И, напротив, на юге статуэтки становятся более выпуклыми и вогнутыми одновременно.


RadioBlago: Среди экспонатов на выставке в Пушкинском музее можно увидеть небольшие статуэтки предков народности бэмбе. Они верят в то, что эти скульптуры служат посредниками между людьми и божественными силами. Фигурки украшены резьбой, напоминающей шрамированные орнаменты, которыми покрывают свои тела бембе.


Франсуа Нейт: Если мы спустимся вниз по реке Конго, то окажемся в нескольких племенах, которые изображали предков совершенно по-другому. В первую очередь, они изображали прорицателей и воинов. В частности, это племена бембе и венде. Здесь вы можете видеть фотографию гигантского реликвария, такие реликварии могли достигать 3-4 метров длины. Когда умирал какой-то значительный человек, его тело сначала обкуривали, чтобы сохранить, оборачивали тканью, растительными волокнами и помещали в такой реликварий. И дальше осуществляли церемонию сохранения.

У народности бембе мы часто встречаем небольшие статуэтки до 45 см высотой, которые были обернуты в хлопковую ткань или растительные волокна и внутри содержались какие-то небольшие останки предков. Как правило, это были какие-то отдельные кости, волосы, ногти или зубы.


RadioBlago: Большинство фигурок у бембе представляют предков мужского пола. И у каждого из них есть определенный атрибут, который указывает на социальный статус изображенного человека. Мужская фигурка с ножом в руках представляет храброго охотника или воина. Статуэтка с флягой или рожком изображает целителя. Скульптура с палкой в руках олицетворяет предка, который прославился как выдающийся оратор или судья. Также фигура могла быть портретом главы семьи, а вот женские образы встречаются гораздо реже.


Франсуа Нейт: У народности конго довольно часто статуэтки мужчин оборачивались тканью или растительными волокнами. Глаза изображались при помощи металла...

Здесь совершенно замечательную мы можем видеть статую вили, примерно 80 см она высотой, и вы видите, что здесь использованы самые разные материалы, это и полоски железа, и гвозди, и ткань, и слюда, и стекло и так далее, и так далее. И для чего была призвана эта статуя – она была призвана отпугивать злых духов, то есть она такая страшная не чтобы вас напугать, а чтобы злых духов напугать.


RadioBlago: Большие скульптуры, призванные защищать общину, заказывались у известных мастеров, поэтому некоторые работы могут быть приписаны определенному скульптору или мастерской. Маленькие статуи для личного пользования зачастую изготавливались самими владельцами этих фигурок или одним из членов общины.

На Востоке центральной и экваториальной Африки по традиции жили самые искусные колдуны. Статуэтки этих народов символизируют связь предков с силами природы и защиту от злых духов.


Франсуа Нейт: Здесь вы можете видеть еще более устрашающую скульптуру, с рогами и лицом, покрытым пластинками металла. И обратите внимание на глаза – они разные. Один белый, другой сделан из металла. Один белый, другой красный. Таким образом, показывается, что независимо от того, что сейчас день или ночь, сейчас восход или закат, предок всегда на страже, всегда охраняет свой род. Здесь вы можете видеть статуэтку, которая представлена на самой выставке, с глазами из раковин каури, украшенная перьями попугая и ожерельем.

Над статуэтками работали не только скульпторы, но также кузнецы и мастера, которые занимались перьями и чучелами.


RadioBlago: Иногда статуэтки декорировали деталями из меди. Этот металл ассоциировали с богатством и престижем. На некоторых фигурах глаза инкрустировали металлическими дисками, что символизировало бдительность и защиту предков.


Франсуа Нейт: Здесь вы можете видеть большую статую, она вошла в коллекцию губернатора этой области Гастона Хейнена и была приобретена еще до 1920-го года. И здесь вы можете снова увидеть знакомые символы, руки на животе – символ того, что предок охраняет свой род. Бородка и рот, обращенный наружу, как будто он произносит охраняющие слова. И также прорези глаз, благодаря которым он видит то, что обычный человек видеть не может, невидимое.

Здесь вы можете увидеть статуэтку переходную между народностью тсого и энба. И я бы хотел восхититься красотой этих форм, посмотрите на прямоугольную форму в туловище и плечах, и то, как она повторяется в узоре прически, то есть, все формы здесь очень выверены. Я бы мог еще очень долго говорить об этой статуэтке, но я помню еще и о времени на нашей лекции.

И вот уже знакомый нам архетип предка, который охраняет поколение нынешнее и поколение будущее.


RadioBlago: В третьей части своего выступления Франсуа Нейт рассказал о женских образах в искусстве народов Центральной Африки. Отношение к женщине в данной местности прекрасно иллюстрируют слова западноафриканского мыслителя Аманду Хапате Ба: «Мать представляет собой божественную мастерскую, в которой Творец работает напрямую, без посредников, чтобы создать новую жизнь и помочь ей созреть. Именно поэтому в Африке Мать столь же почитаема, что и сам Бог».


Франсуа Нейт: И последний раздел нашей сегодняшней лекции – это женские изображения субэкваториальной саванны. В саванне появились новые социальные, политические, демографические и также ритуальные структуры. Дело в том, что благодаря тому, что распахивали огромные территории, стало намного больше пропитания, стала расти демография, появилась более сложная социальная структура и постепенно там создавались королевства.

Во время этих социальных трансформаций женщина играла ключевую роль, и изображение женщины свидетельствует об очень важном месте, которое она занимала в самых разных институтах. Изображения женщин отличаются большой красотой, и женщина – это неотъемлемый этап жизни. Я возможно уже цитировал раньше, в Африке женщину почитают почти так же, как почитают божество.


RadioBlago: Кроме того, женщине отводили важную роль в отношениях с реальным и потусторонним миром. Например, у народов куба и луба высокое положение в обществе занимали прорицательницы и жены правителей. В традиционном искусстве женские образы олицетворяли также жизненные циклы, новолуние, времена года и сельское хозяйство. Африканские народы на территории бассейна реки Конго считали, что женщина связывает землю и звездный небосвод и является посредником между миром живых и мертвых.


Франсуа Нейт: Еще одна серия изображений. Существовал так называемый культ фемба, он был сосредоточен вокруг идеи материнства, то есть женщина – это человек, который дает жизнь, который защищает ребенка, который его лечит. И там соответственно изображение женщины с ребенком. И мы можем видеть еще несколько. Обратите внимание на взгляд, который присматривает за ребенком и одновременно просит предков защитить его.

Для изображения глаз использовалось стекло или слюда, а головные уборы отражают положение женщины в обществе.


RadioBlago: Для многих этнических групп этого региона было характерно вести счет происхождения и наследования по материнской линии. Это обеспечивало женщине довольно свободное положение в семье и обществе. На протяжении нескольких столетий здесь существовала традиция совместного правления мужчин и женщин. Ее заложила в 16-м веке легендарная женщина Нзинга Мбанди Нгола – королева государств Ндонго и Матамба на территории современной Анголы.


Франсуа Нейт: Вот здесь несколько масок народности чокве, маска молодой девушки и маска воина. И еще одна статуэтка чокве.

И в конце я бы хотел поговорить об искусстве народов луба. Самые древние памятники относятся еще к 7 веку нашей эры. 10 столетий до возникновения собственно королевства. Они изображали фигуру женщины в самых разных позах, стоящей, сидящей, согнутой, преклоненной и так далее. Здесь вы видите изображение женщины, которая несет власть в своих руках. Здесь женщина находится перед жрецом и объясняет какую-то ситуацию жизни. И здесь вы видите сосуды, которые принадлежали художнику сюрреалисту Тристану Цара. И здесь вы видите, что женщина доминирует над всеми остальными элементами. В скипетрах и других атрибутах власти вы всегда увидите изображение женщины. И также в масках изображение женщины.

И наконец, последнее изображение – это женщина и ребенок. Что означает одновременно и союз женщины и ребенка, и символа жизни и смерти.


RadioBlago: Заключительный четвертый раздел выставки в Пушкинском музее назван организаторами «Путь к абстракции». В нем представлены произведения, которые могут служить примером влияния африканского искусства на художественный авангард начала прошлого столетия. В экспозиции можно увидеть ткани народности куба, которые принадлежали художнику Анри Матиссу, а теперь хранятся в музее на набережной Бранли. Также на выставке представлены знаменитые декупажи Матисса (аппликации из бумаги). В письмах к родным мастер не раз упоминал, какое сильное вдохновение дарят ему африканские ткани.


Франсуа Нейт: Помните, когда мы говорили о масках из зоны тропических лесов, там были маски с рогами антилопы. В саванне это изображение антилопы становится намного более реалистическим. Эту вещь вы можете увидеть на выставке.

И еще одно изображение маски. Очень интересно то, как изображены глаза. То есть вот этот выпуклый центр и вокруг дырочки. Таким образом, мне кажется, это абстрактное изображение, абстрактная идея, мы показываем саму идею видения. Именно поэтому эти маски очень сильно заинтересовали Пикассо. Сама эта мысль, что можно абстрактно выразить некую идею.


RadioBlago: Выставку в Пушкинском музее разместили в Галерее искусства стран Европы и Америки 19-го-20-го веков. По замыслу организаторов, в этих залах посетители смогут с легкостью заметить влияние неизвестных африканских авторов на произведения Дерэна, Пикассо, Матисса, Модильяни, Гогена, Джакометти и других всемирно признанных художников.


Франсуа Нейт: И в заключении я бы хотел сказать, что все народы Конго – от побережья Атлантического океана до озера Танганьика, от зон тропических лесов до саванн, мы можем изучать их вместе. Я считаю, что это единая система мышления, единая ментальная система, которая глубоко взаимосвязана. Большое вам спасибо!


RadioBlago: Выставка «Река Конго. Искусство Центральной Африки» продлится до 4 сентября в Галерее искусства стран Европы и Америки Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Посетить выставку можно по адресу: улица Волхонка, 14. Метро Кропоткинская. На этом наш выпуск подошел к концу. Прослушать его еще раз или прочитать расшифровку программы можно на нашем сайте – radioblago.ru – раздел «Время культуры». А мы с вами прощаемся до следующего раза. До встречи в нашей программе и в выставочном зале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: