Время культуры
Время культуры

меню

«Река Конго» и путь к абстракции - Выставка в ГМИИ

3566

Сегодня наш разговор пойдет об Африканском искусстве, с которым можно познакомится на выставке в #Пушкинском музее в Москве. Куратор выставки Франсуа Нейт.

Большая экспозиция под названием «Река Конго. Искусство Центральной Африки» привезена в столицу благодаря #Музею на набережной Бранли в Париже. В его собрание находятся около 300 тысяч предметов первичного или примитивного искусства народов Африки, двух Америк, Азии и островов Океании. В Пушкинском теперь можно увидеть 190 экспонатов парижского музея. Среди них деньги, оружие, антропоморфные статуэтки, маски, фигурки предков и даже один настоящий саркофаг. Эти предметы рассказывают о культуре народов, населяющих территории шести стран – южной части Камеруна, Экваториальной Гвинеи, Габона, Республики Конго, Демократической Республики Конго, а также определенной части Анголы.

Выставку разместили в Галерее искусства стран Европы и Америки. По замыслу организаторов, в интерьерах постоянной экспозиции музея посетители смогу провести параллели между произведениями Дерена, Пикассо, Матисса и творчеством неизвестных африканских авторов.

По словам директора ГМИИ имени Пушкина #Марины Лошак традицию показывать африканское искусство вместе с модернистским заложил меценат Сергей Щукин, коллекция которого частично сохранилась в музее.


Марина Лошак: Мы не случайно начали наше сотрудничество с Бранли этой выставкой, потому что мы решили, что начнем именно с искусства конголезского «Конго», поскольку мы находимся в здании, где находится наша известная коллекция импрессионистов и постимпрессионистов.

И, решив не мешать все в кучу, мы показываем здесь самые сущностные, самые важные вещи, собственно, непосредственно связанные с искусством Конго и даем возможность всем пройти по постоянной экспозиции. И вернувшись, и повернувшись лицом в ту или другую сторону, увидеть кубистического Пикассо, увидеть Дерена, увидеть разных художников, в какой-то степени Матисса, и здесь, и там. И вспомнить о том, как это связано вместе. Вспомнить Щукина с его коллекцией негритянского искусства. Как еще в то далекое время он был один из первых людей, который связывал вместе, в одном пространстве, французский кубизм и те 10 предметов негритянской скульптуры, которую он купил в Париже, которая является частью его собрания – сейчас тоже находится у нас. Для нас это абсолютно родственные категории, очень важные и очень понятные, поэтому мы начинаем с этой выставки. Хотя для нас самих была сделана масса открытий, еще не до конца сформулированная нами.

И нам очень хотелось, чтобы этот исключительный мир, который мы знаем так плохо и к которому мы хотели бы приблизиться, безусловно, оказался доступным нам в течение этого лета.


RadioBlago: Через предметы культа и бытовые вещи выставка представляет народы, населяющие бассейны реки Конго и Огове. Эти племена относятся к языковой группе банту, но связывает их не только язык. Традиционное искусство разных народностей группы банту имеет прочные связи, несмотря на большую протяжность территорий, на которых проживают племена. Эти общие культурные основания всю свою жизнь изучает этнолог и археолог #Франсуа Нейт. Он выступил куратором выставки в Москве.


Франсуа Нейт(на французском с переводом): Я исследовал различные народы, живущие в бассейне Конго, общей площадью это примерно 4 тыс. квадратных километров. И постепенно я понял, что формы, которые присутствуют в их искусстве, это одна и та же форма, которая постепенно эволюционирует. Но, по сути, это некая одна отправная точка, которая общая для всей этой огромной территории. Соответственно делится она на две главные зоны, это зона северной части Конго, зоны тропических лесов вдоль экватора и на юге – это Саванна.

Для северной части зоны тропических лесов более характерны простота, изображение лица в форме сердца и строгость.

В то время, как в южной части, в саваннах, искусство более яркое. Там было сельское хозяйство, там было больше населения и постепенно именно там формировались королевства.

Таким образом, в лесах, в первую очередь искусство — это искусство ритуальное и духовное. В то время как в саваннах постепенно, поскольку там было больше социальной жизни, то соответственно больше становится и объектов светских, отражающих более развитую структуру общества Саванны.


RadioBlago: Франсуа Нейт родился и вырос в Африке, на территории современной Демократической Республики Конго. Изучал археологию и историю искусств в Европе, а затем вернулся на родину, где преподавал историю африканского искусства в университетах Бельгийского Конго. На сегодняшний день Нейт автор многочисленных исследований и публикаций по искусству Центральной Африки. Он является членом бельгийской Королевской академии колониальных стран, почетным профессором Католического университета в Лувене, и к тому же монахом бенедиктинского монастыря Святого Андрея в Бельгии.


Франсуа Нейт (на французском с переводом): Благодаря тому, что эта выставка организованная музеем Бранли, уже объехала весь мир … потому что она побывала после Парижа в Сингапуре, в Сеуле, в Шанхае, в Мексике, теперь в Москве. Благодаря этому, я стал своего рода послом этой культуры африканских стран, послом их ценностей. Для меня это очень важно, (поскольку сейчас эти народы переживают, как вы знаете, большие страдания) что мы имеем возможность посмотреть на их удивительное искусство и познакомиться с их ценностями.


RadioBlago:К выставке подготовили обширную образовательную программу, которую назвали «Африканское лето в Пушкинском». Она открылась лекцией куратора. В качестве вступления директор музея Марина Лошак представила собравшимся долгожданного гостя столицы Франсуа Нейта.


Марина Лошак: Именно благодаря этой выставке мы познакомились с совершенно удивительным человеком. Для нас знакомство с человеком, которого мы с удовольствием как музей включаем в коллекцию того лучшего, что мы знаем о мире. Я имею в виду куратора выставки, господина Франсуа Нейта. Сегодня мы ждем от него, я предчувствую это, во всяком случае, я уверена, что так и будет, особого рассказа. Потому что его знание, его понимание вещей, которые для нас практически закрыты во многом, которые объясняют нам те не поверхностные вещи, которые скрыты за внешним образом тех предметов, которые мы иногда воспринимаем, как декоративные, что тоже может быть, хотя это не правда. Они все неслучайны.

И мы надеемся услышать от него те разгадки, те формулы, те понимания, которых нам недостает. Так что я вам желаю получить нечто большее, больше того, что вы ожидали. Спасибо большое!


RadioBlago: В начале своей лекции куратор выставки напомнил собравшимся, что две самые крупные реки Африканского континента — это Нил и Конго. И уже тысячи лет Конго объединяет людей не только потому, что это важная торговая артерия материка, но и так как она является связующим звеном многих культурных традиций.


Франсуа Нейт (на французском с переводом): Давайте вместе с вами отправимся в бассейн огромной реки Конго. Это бассейн реки Конго и реки Огове.

Это огромная территория, на которой находятся следующие государства — это юг Камеруна, Экваториальная Гвинея, Республика Конго, Демократическая республика Конго и также часть Анголы.

В общей сложности эта территория занимает около 4000 квадратных километров. На ней могла бы Франция разместиться 8 раз.

И здесь выделяется два биотопа — две зоны. Это зона тропических лесов на севере, и также саванны. Именно в саваннах появились большие королевства. В частности, королевство Конго, Куба и Луба.

В соответствии с лингвистическими исследованиями удалось найти, где появились языки банту. Это Нигерия, регион Бенуэ. И состоялось это примерно 3 тыс. лет до нашей эры.

Таким образом, из этой начальной точки часть племен отправилась по побережью Атлантического океана на юг. Другая часть обогнула экваториальные леса и пришла в истоки реки Конго. И далее продолжило свой путь. И именно там было основано королевство Луба, это так называемое восточное расселение этих народов.


RadioBlago: Франсуа Нейт подчеркивает, что особенности регионов, где осели переселившиеся народы, повлияли на формирование их представлений о мире, систему верований и политическую организацию. Так, например, на территории саванн были образованы мощные государства, такие как Королевство Конго. А в непроходимых экваториальных лесах сформировались закрытые общности, управляемые тайными кланами и союзами.


Франсуа Нейт (на французском с переводом): Народы банту перенесли вместе с собой искусство сельского хозяйства, металлургию и также особое видение мира. И через их мифы, институты и практики мы видим, что все эти народности имеют очень близкую культуру, которая полностью отличается от культуры их соседей.

На самом деле, то, насколько длинна история народов банту превосходит те представления, которые были в прошлом веке, и восходят к исследованиям конца XIX века, сделанным Анри Стенли. И вы можете увидеть на этой карте, она отражает раскопки ученых, сделанные учеными из города Кёельн, которые находили различные керамические предметы в этом регионе. И вы можете видеть, как они варьируются от 4-го века до нашей эры до 16 века до нашей эры.


RadioBlago: В своих исследованиях Франсуа Нейт выделил несколько ключевых элементов, которые впоследствии легли в основу его подхода к изучению художественной культуры центральной и экваториальной Африки. По тому же принципу было решено построить экспозицию в Пушкинском музее.

В первом разделе представлены маски в форме сердца, которые создавались народами из тропических лесов.

Вторая часть выставки посвящена реликвариям. Это такие вместилища для хранения реликвий. Здесь же показано, как изображали своих предков народы языковой группы банту.

В третьем разделе в виде небольших статуэток показано разнообразие женских образов. Изображение женщины обладает особым значением для народов реки Конго. По представлению местных жителей, именно женщина соединяет землю и небо, связывает людей с потусторонними силами и духами предков.

Четвертый заключительный раздел выставки назван «Путь к абстракции». Здесь показаны произведения, в которых можно проследить влияние африканской культуры на художественный авангард начала 20-го века.

По такой четырехчастной схеме Франсуа Нейт и построил свою лекцию в Пушкинском музее в Москве. Первая часть выступления куратора была посвящена маскам, и в частности, маскам в форме сердца. Они были широко распространены среди народов, населявших экваториальные леса. Маски обычно вырезали из дерева, реже из слоновой кости, они имели вогнутую или плоскую поверхность. Лоб, надбровные дуги и щеки на лицевой стороне маски образуют форму сердца. Важными элементами также были органы чувств — нос, рот, глаза и уши.


Франсуа Нейт (на французском с переводом): Обоняние и слух — это чувства, которые направлены внутрь. Напротив, глаза и рот — это органы чувств, которые были направлены вовне, на коммуникацию. Таким образом, зрение и речь — это коммуникация.

Здесь на картинке вы можете видеть маску-шлем народа бембе. Фактически здесь изображены только глазницы, глаза. Они вопрошают жизнь и пытаются предотвратить ситуации, которые могут нас удивить. Потому что, ну как вы понимаете, это люди, у которых еще не было страховок.

Здесь вы можете увидеть маску народа квеле в Габоне из коллекции Музея на набережной Бранли. Высота 58 сантиметров. Как можете заметить, у нее три пары глаз, которые смотрят по разные стороны от центральной оси. И эта маска принадлежала художнику Лапику, одному из художников Второй парижской школы.


RadioBlago: На выставке в Москве нет ни одной похожей маски. Все они отличаются между собой и представляют своего владельца. На маске могли быть изображены прическа или шрам — эти элементы характеризовали личность человека, его статус и социальный уровень.


Франсуа Нейт (на французском с переводом): На этой карте вы можете увидеть основные очаги творчества народов Конго. В Габоне это племена фанг и квеле, в нынешней республике Конго это теке и в Демократической Республике Конго это нгбака, нгбанди, конго и другие…

Здесь вы можете увидеть великолепную маску народности фанг, тоже из музея Бранли. И обратите внимание на простоту, с которой выполнено лицо в форме сердца. Художники и скульпторы начала ХХ века были потрясены способу, благодаря которому африканские создатели могли показать, как человек направлен внутрь.


RadioBlago: Как отмечает исследователь, эти сдержанные и небогатые декором маски в начале прошлого столетия сильно повлияли на творчество европейских художников. В своей лекции Франсуа Нейт даже предложил сравнить одну из масок в форме сердца с портретом жены Анри Матисса.


Франсуа Нейт (на французском с переводом): Эта маска имеет форму как у Януса, то есть она двуликая. И она напоминает о творчестве одного из наших современных художников. Справа вы видите изображение жены художника Матисса из собрания Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. И как вы видите, они очень похожи с этой маской. Также как и в аске, это упрощенное выражение форм, это глаза в виде просто черных прорезей. И темная прическа. В общем, добавим цветок и получится портрет жены художника.


RadioBlago: У народа квеле встречаются маски, обрамленные длинными деревянными рогами. Квеле — охотники. Они населяют экваториальные леса Габона, Камеруна и Республики Конго. Но лес для них не только источник пропитания и лекарственных растений, а также потенциальная угроза жизни.


Франсуа Нейт (на французском с переводом): Здесь вы видите маску народов квеле, которая показывает поиск формальной красоты, красоты форм. И это очень концентрированный образ, очень строгая маска. Вы можете увидеть, что она покрыта белой глиной и также с черными вставками. И она обезоруживающе проста.

Некоторые маски народности квеле имеют также рога антилопы. Таким образом они как бы окружены духами леса.

Дело в том, что изначально у народа квеле был обряд, когда антилопу приносили в жертву, и ее поедали всем племенем вместе с магическими растениями и корой деревьев. И таким образом, эта маска является выражением некого абсолютно фундаментального ритуала для этого народа.


RadioBlago: Ритуалы с участием масок были направлены на возрождение силы верований среди жителей деревни. Во время церемонии участники испытывали радость, смешанную со страхом, а время и пространство в такие моменты для них искажались.


Франсуа Нейт (на французском с переводом): Давайте переместимся на другой берег реки Конго, в Демократическую республику. Здесь вы видите маску народа нгбака, также в форме сердца, и вдоль носа идет ритуальный шрам.

И наконец, давайте обратимся к Востоку Конго. Здесь у народностей лингола, метока и комо встречаются маски, вид которых совершенно современен. Особенно если мы посмотрим на простоту и геометричность их форм.

У народности эмболь был специальный секретный обряд инициации, которым заведовали специальные люди. И в рамках этого обряда инициируемые должны были хранить молчание. В частности, здесь вы видите статую, которая изображает подвешенных людей, как бы символизируя этих инициирующихся. И вы можете наблюдать здесь ту же самую структуру лица в виде сердца. Еще одна маска связана с обрядом инициации и также очень абстрактная. Это плоская маска, как вы видите. Верхняя часть сделана в белых и охристых тонах. И здесь тоже можете увидеть ритуальные шрамы. Нижняя же часть абсолютно плоская, на ней ничего нет. И она символизирует молчание, которое должны были хранить инициируемые.


RadioBlago: В масках народности бембе геометрическая проработка элементов граничит с абстракцией. Здесь также встречаются символы антилопы — но это уже лишь небольшие выступы на лбу. Бембе — это закрытое общество, обряды которого строго держались в секрете. Намеком на это служит то, что рот изображен довольно условно и не очерчен ярко, как у других народов.


Франсуа Нейт (на французском с переводом): Племя жонго также часто использовало белый и красный цвет в масках. И когда эти два цвета присутствуют вместе, это говорит о том, что мы имеет дело либо с обрядом инициации, либо что это обряд для изучения.

Здесь мы видим статую, которая мне лично очень нравится, поскольку здесь замечательный баланс цветов и при этом ритм их.

Последняя группа масок, это маски народности лега, которая живет на Востоке. И здесь вы можете видеть подобного рода статуэтки. И здесь вы вновь можете видеть лицо в форме сердца.


RadioBlago: На выставке также показаны маски духов-защитников народа фанг. Они имеют изображения лиц с нескольких сторон — с двух или даже с четырех. Каждая грань такой маски обращена к четырем сторонам света и должна была защищает ее обладателя круглый день — на рассвете, на закате, в полдень и в полночь.


Франсуа Нейт (на французском с переводом): И наконец, маска, которую мы видели в начале, предназначалась членам общества бвами, это одна из самых больших ассоциаций, проводивших обряды инициации в поселениях реки.

И здесь вы можете видеть вогнутые изображения глазниц, также вы можете здесь увидеть чередование различных цветов. И главное — это идея о том, что эта скульптура пытается увидеть то, что невидимо глазами, это одна из центральных идей для творчества в центральной Африке.


RadioBlago: Продолжение лекции Франсуа Нейта слушайте в следующем выпуске программы «Время культуры» на радио Благо. Выставка «Река Конго. Искусство Центральной Африки» продлится до 4 сентября в Галерее искусства стран Европы и Америки Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Посетить выставку можно по адресу: улица Волхонка, 14. Метро Кропоткинская. На этом наш выпуск подошел к концу.

До встречи в выставочном зале!

Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: