Время культуры
Время культуры

меню

Клавиры Баха. Играет и рассказывает Иван Соколов / 2

6039

Сегодня мы продолжаем трансляцию концерта Ивана Соколова, который выступил в Коломне при поддержке Музея Органической Культуры. Первую часть концерта можно послушать и прочитать по ссылке. Выдающийся пианист, композитор, преподаватель Московской консерватории и член Союза композиторов России исполнил отдельные 8 прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха.


Объявляя следующее сочинение – прелюдию и фугу номер 6 Ре минор музыкант рассказал о том, что является осью симметрии в музыке и жизни и как с помощью музыки следует читать богословский текст, написанный Иоганном Себастьяном Бахом.


Иван Соколов: И вот чудеса, которые Христос сотворят на земле. Одно из этих чудес – это хождение по воде. Прелюдия и фуга номер 6 ре минор. Буря. Бах изображает в музыке бурю. Бетховен в 17-й сонате тоже изображает бурю и тоже в ре-миноре. Ре – это D, Deo – Soli Deo gloria. И вот, даже дети, когда смотрят на клавиатуру, им проще всего сыграть расходящуюся гамму, хроматическую, от Ре. Ре – это ось симметрии, а Бог это тоже ось симметрии нашего мира. В прелюдии мы видим картину бури, а в фуге мы знаем, что в конце этой бури апостолы разбудили, плывя в лодке, Христа и сказали: «Погибаем, Учитель! Проснись!». А Он спал. Это как надо устать, чтобы спать во время бури в лодке? Сколько Он работал! И проснувшись, Он сказал: «Почему вы усомнились?». И остановил бурю. И мы это слышим в конце прелюдии в нескольких аккордах. А фуга – мгновенно озеро Генисаретское превращается в зеркальную гладь, и в зеркале мы слышим отражение темы. Вот эта тема (играет) она дается с интервалами наоборот. То, что было вверх, идет вниз. Это называется в музыке «обращение» (играет). Как бы вывертывается наизнанку. И это вода. Это Бах. И Бах смотрит в самого себя, в воду, и видит там Бога. Прелюдия и фуга номер 6 Ре-минор из первого тома Хорошо темперированного клавира.

Четвертая прелюдия и фуга до диез минор из первого тома – это молитва в Гефсиманском саду, уникальная мелодия. И в этой четвертой прелюдии и фуге Бах в прелюдии дает нам одну сплошную молитву, обращение от Сына к Богу-Отцу. В фуге – тема Христа. Предчувствие Христом его страданий и уверения в их неотвратимости, полученное только что от Отца (играет). Вот эти вот четыре звука – тема Креста, которые во всех произведениях и того времени, и после символизирует Крест, в 18-м, 19-м, 20-м веках всегда обозначает что-то. Вот четыре звука, которые что-то обозначают. Другие тоже есть варианты, но Крест узнается. В четвертой прелюдии и фуге тоже три темы. Вторая тема – это тема Чаши, которая спускается к нам с небес. Чаша, которую Христос, Бог-Сын должен испить, а третья тема – это неотвратимость. (Играет) Прелюдия и фуга номер 4 – одна из двух пятиголосных фуг. Пять равноправных голосов играют десять пальцев. Пять – это число Креста, пять ран у Христа было на Кресте и пять – это человеческое число, это пять чувств. Четвертая прелюдия и фуга до диез минор из первого тома.


RadioBlago: Для завершения концерта были выбраны две прелюдии и фуги, написанные тоже, как выразился музыкант, «в голгофской тональности». Фа-диез-минорная 14-я прелюдия и фуга из первого тома и 22-я прелюдия и фуга Си Бимоль Минор.


Иван Соколов: В 14-ой прелюдии мы встречаем тот образ, который часто слышится в Страстях по Матфею, по Иоанну, образ бичевания Христа. И вот эти интервалы вниз, на септиму, это звуки ниспадающего бича, которыми стегают Того, Кто их создал. И фуга – это вот сам Крест. Описание той горы, в музыке, вид этой горы, поднимается мелодия и опускается. И вот эти три звука (играет), которые постепенно поднимаются. Это Троица. Бог Троица, который поднимается на эту гору и потом спускается с нее уже. Сошествие во ад тоже имеется ввиду. и символически. В этой прелюдии и фуге нет чувств глубоких, все скрыто под пеленой, под саваном скорби. И только один раз кто-то всхлипывает. И этот всхлип в точке золотого сечения у Баха. Это точка совершенства, точка, где целое соответствует большему — так же как и большее соответствует меньшему. Фа-диез-минорная прелюдия и фуга №14, три диеза, Голгофа, Крест, из первого тома.


RadioBlago: Как уже было упомянуто в начале, каждый том Хорошо темперированного клавира Баха состоит из 24 сочинений. Но заключительная 24-я прелюдия и фуга настолько большая и монументальная, что ее следует слушать отдельно и возможно даже выделять в индивидуальный концерт. Выступление в Коломне Иван Соколов закончил 22-й прелюдией и фугой Си Бимоль Минор из первого тома Хорошо темперированного клавира Баха.


Иван Соколов: Тоже особенная. Она тоже пятиголосная. У Баха есть одно только шестиголосное сочинение для клавира. Это из музыкального приношения, одно из самых поздних его сочинений. Пять голосов – это почти предел. Вот в этой прелюдии и фуге, хотя она и связана с Голгофой, тут содержание ее всеобщее, поэтому я решил ею завершить концерт. Здесь и Голгофа, и вообще насколько в музыке можно быть богословом, настолько Бах вот в этих вот клавишах. Все четыре октавы было у Баха, не семь с лишним, как у нас сейчас. И сколько он из этого скромного количества дал мыслей, чувств. Мы можем только склонить голову перед величием его гения и перед тем, сколько Бог вложил. Один из его учеников оставил о нем воспоминания. Он показал тетрадку конспектов, где Бах учил его генерал-басу, учению гармонизации басового голоса, импровизированной гармонизации. И в конце Бах заставил всех своих учеников записать потрясающую фразу: «Искусство генерал-баса, как, впрочем, и все другие искусства музыки, служат исключительно к воспеванию славы Божьей».


RadioBlago: Мы благодарим Ивана Соколова и Музей Органической Культуры за согласие на трансляцию концерта в эфире радио Благо. На этом программа «Время культуры» подошла к концу. До встречи в концертном зале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: